Изменения в государственном аппарате Советского государства в годы Гражданской войны

Начавшаяся Гражданская война внесла изменения в порядок функционирования органов власти и управления. Высшим законодательным органом оставался съезда советов. В ноябре 1918 года состоялся шестой, в декабре 1919 года- седьмой, а в конце 1920 года – восьмой съезды советов. В работе ВЦИК советов происходили незначительные изменения, выразившиеся в получении возможности созыва чрезвычайных совещаний и в уточнении конкретных функций ВЦИК и Совнаркома РСФСР. Особый орган Президиум ВЦИК советов должен был стать рабочим органом и готовить все материалы, в том числе и проекты Декретов для рассмотрения всеми членами ВЦИК и съездом советов. ВЦИК советов получал право приостанавливать действия Совнаркома и отдельных народных комиссариатов. Таким образом, Президиум ВЦИК и Съезд советов превращались в важнейшие законодательные органы советской республики. Совет народных комиссаров должен был только рассматривать и утверждать декреты. Укрепление законодательных и исполнительных органов государственной власти становилось символом укрепления советской власти

Новыми тенденциями в общественно-политической жизни страны становился раскол российского общества на сторонников и противников советской власти, заключения Брестского мира с Германией и продовольственной политики партии большевиков, роспуска Учредительного собрания и создание новых органов советской власти, наделяемых чрезвычайными полномочиями в условиях начинающейся Гражданской войны. Напряженность на фронте и в тылу вынудила ВЦИК советов рабочих. Солдатских и крестьянских депутатов постановлением от 2 сентября 1918 года объявить РСФСР единым военным лагерем и создать 30 ноября 1918 года Совет рабочей и крестьянской обороны под председательством В.И.Ленина, на который была возложена задача мобилизации всех ресурсов страны для успешного ведения Гражданской войны. В апреле 1920 года на основе этого органа возник мощный чрезвычайный орган власти – Совет труда и обороны во главе с председателем Совнаркома РСФСР В.И. Лениным. На него возлагались обязанности по установлению единого хозяйственного плана РСФСР. Причем, своего аппарата этот совет труда и обороны не имел, а входил в состав управления делами Совнаркома и СТО. Совет труда и обороны в основном занимался вопросами укрепления тыла и экономического планирования.

Революционные комитеты и создание Красной Армии Другой системой чрезвычайных органов власти становились военно-революционные комитеты (ВРК). Они создавались как в центре, так и на местах, в тех местностях, где советы изначально отсутствовали и должны были устранять органы власти Временного правительства. В условиях гражданской войны и укрепления советской власти в центре страны потребности в военно-революционных комитетах не было. Возникала необходимость в создании революционных комитетов. Они создавались в регионах страны, где возникала угроза свержения советской власти и в прифронтовой полосе. Это была узкая и назначаемая ВЦИК коллегия из представителей местной советской власти и местного военного комиссариата. Статус революционных комитетов регламентировался положением о революционных комитетах, изданным ВЦИК и Советом труда и обороны 24 октября 1919 года. Ревкомы создавались в местностях, освобожденных от неприятеля, в прифронтовой полосе, в собственном тылу Красной армии и в тылу врага. Начавшаяся Гражданская война требовала создания не только чрезвычайных органов управления, но вооруженных сил страны - Красной армии флота. Их создание на добровольной основе не отвечало требованиям сложившейся обстановки войны с белогвардейскими вооруженными формированиями и иностранными вооруженными формированиями. Окончательный переход от добровольности формирования армии к всеобщей воинской повинности регламентировался постановлением V Всероссийского съезда советов об организации Красной армии. принятым в июле 1919 года. Несмотря на то, что устанавливалась всеобщая воинская повинность, принцип классового набора в армию сохранялся. Создание массовой и регулярной армии требовало создание учебных заведений и проведение мероприятий советской власти по укреплению вооруженных сил советской республики. В 1918 года открывается академия Генерального штаба Красной армии, а так же Артиллерийская и Военно-Инженерная академии. В 1920 году создается Красноармейский институт. Гражданская война требовала сокращения темпов военного строительства и привлечения военных специалистов царской армии, согласившихся переходить на сторону Советской власти. Этот курс на привлечение специалистов бывшей русской армии в Красную армию был утвержден VIII съездом РКП (б). С другой стороны, доступ в Красную армию был открыт для представителей многомиллионного российского крестьянства, для которых был характерен низкий уровень образования и профессиональной подготовки.

Революционный военный совет и партийно-политические органы Все эти обстоятельства требовали централизации системы управления Красной армии и красным флотом. Положением о революционном военном совете (реввоенсовете) РСФСР, утвержденным ВЦИК советов в сентябре 1918 года создавался революционный военный совет во главе с народным комиссаром по военным и морским делам. В состав РВСН вошли - Главнокомандующий Вооруженными силами РСФСР, Политическое управление РВСН, Высшая военная инспекция РККА. РВСН должен был вносить проекты всех декретов по военным и морским делам во ВЦИК, издавать военные приказы и распоряжения, а так же распоряжения по вопросам прохождения гражданами воинской повинности. Для контроля советской власти и РКП(б) над вооруженными силами страны и повышения профессиональных знаний и умений красноармейцев создавалась система партийно-политических органов в Красной Армии. С июля 1918 года создается система реввоенсоветов и политических отделов фронтов, армий и дивизий Красной армии. Политический отдел реввоенсовета РСФСР, созданный в апреле 1919 года, был переименован в Политическое управление Реввоенсовета РСФСР. Этот орган и его подразделения вели широкую коммунистическую пропаганду в Красной армии и противодействовали распространению антибольшевистских идей в армии в условиях гражданской войны. Все эти мероприятия советской власти в области государственного и военного строительства способствовали укреплению системы государственного управления в центре и на местах и успешному ведению Гражданской войны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: