Глава 6. Социология личности

Личность как субъект общественных отношений. Структура личности

Одним из центральных направлений социологии является исследование личности. Прежде чем приступать к рассмотрению личности, необходимо проанализировать близкие к этому понятию термины – «человек», «индивид», «индивидуальность».

Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-экономической деятельности и культуры.

Индивид – отдельно взятый человек как представитель рода.

Индивидуальность – специфические природные и социальные качества, которые сложились у человека на основе унаследованных биологических предпосылок, его социального положения и воспитания.

В процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к анализу личности. Анализируя все указанные подходы, можно дать системное определение личности, которое должно строится на следующих принципах:

1) личность выступает субъектом и объектом как социальных отношений;

2) личность обладает определенной свободой выбора своего поведения;

3) личность, будучи биосоциальным явлением, объединяет в себе как черты биологического рода человека, так и социальной общности, в которой она существует;

4) поведение личности зависит от ее неповторимых личностных характеристик, через которые преломляется общественный и личный опыт.

Учитывая все эти принципы, личность можно определить как интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

Изучение и анализ личности как сложного социального явления предполагает выделение ее структуры: биологический, психологический и социальный уровень.

Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению качества личности.

Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление).

Социальный уровень объединяет:

1) собственно-социологический, выступающий как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания;

2) специфически-культурный (ценностные и иные установки поведения);

3) нравственный (мораль, нравственность).

Особое внимание при исследовании личности как субъекта общественных отношений социологи уделяют внутренним детерминантам социального поведения. К ним относятся прежде всего потребности и интересы, лежащие в основе ценностного отношения к миру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: