Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
| № | Вид ошибки | Примеры |
| Ошибочное образование форм существительного | Благородность, чуд а техники, по д черк, удовольство жить; бодровство; нет местов | |
| Ошибочное образование форм прилагательного | более интереснее, красивше; самый красивейший, более строже | |
| Ошибочное образование форм числительного | с пятистами рублями; жонглировал обоими руками, | |
| Ошибочное образование форм местоимения | ихнего пафоса, вокруг его ничего нет, сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; | |
| Ошибочное образование форм глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий) | на д смехаться. Им двигает чувство сострадания. Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста. Вышев на сцену, певцы поклонились. | |
| Г 2 | Нарушение норм согласования | Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. Из прочитанного мной части романа… |
| Г 3 | Нарушение норм управления. Ошибки, связанные с неправильным употреблением предлогов | Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой |
| Г 4 | Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого | Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. Человечество борются за мир. Молодежь в автобусе толкаются и шумят. |
| Г 5 | Ошибки в построении предложения с однородными членами | Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. |
| Г 6 | Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом | Читая текст, возникает такое чувство сопереживания. Катаясь на санках,у меня заболела голова. Читая книги,жизнь становилась разнообразнее. |
| Г 7 | Ошибки в построении предложения с причастным оборотом | Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. |
| Г 8 | Ошибки в построении сложного предложения | Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон. Перед тем чтобы ехать, мы отправились на реку. |
| Г 9 | Смешение прямой и косвенной речи | Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. Губернатор сказал нефтяникам, что мы ценим ваш вклад в экономику области. |
| Г 10 | Нарушение границ предложения. Неудачный порядок слов в предложении | Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста. |
| Г 11 | Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм | Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. Она сиделаза столом ине разговариваетсо мной. |
| Г 12 | Пропуск члена предложения (эллипсис) | На собрании было принято (?) провести субботник. |
| Г 13 | Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится | Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы. |