В сильно диверсифицированной организации при широкой номенклатуре продукции разрабатываются стратегии по каждой отдельной группе изделий. Эти группы изделий часто логически дополняют друг друга (высокая степень гармонизации), что позволяет компании воспользоваться синергетическим эффектом и конкурентными преимуществами. Они носят название стратегических бизнес – единиц (СБЕ), зачастую представляющие из себя самостоятельные производства (подробнее см. раздел 7).
Как правило, высшее руководство сначала формирует основополагающую корпоративную стратегию, а затем составляет портфель из нескольких СБЕ, которые и призваны претворять основополагающую критерию в жизнь. Это и называется портфельной стратегией компании. Анализ портфельной стратегии удобно производить с помощью матрицы БКГ (Бостонской консультационной группы) (Boston Consulting Group). В матрице БКГ все области бизнеса упорядочиваются по двум измерениям: темпам роста и доле рынка. Показатель темпов роста бизнеса отражает развитие отрасли в целом, а показатель доли рынка – позиции СБЕ на рынке в сравнении с конкурентами. Очевидно, что возможны четыре основные комбинации выбранных показателей.
«Звездой» является подразделение, оперирующее в быстрорастущей отрасли и имеющее значительную долю рынка. Значение «звезды» для компании определяется ее потенциалом развития. Но обеспечение ее роста предполагает дополнительные инвестиции. «Звезда» весьма заметна и привлекательна, она генерирует прибыль и характеризуется положительными денежными потоками далее в тех случаях, когда отрасль достигает стадии зрелости и рост рынка существенно замедляется.
«Денежные дойные коровы» «пасутся» в зрелых, медленно растущих отраслях, занимая в них доминирующие позиции. Поскольку производственные и рекламные инвестиции были осуществлены достаточно давно, «коровы» характеризуются положительными денежными потоками. «Золотое молоко» идет на подпитку других, более рискованных предприятий компании.
«Вопросительные знаки» оперируют в новых, быстрорастущих отраслях, но имеют небольшие доли рынка. Бизнес связан с высокими рисками: он может и превратиться в «звезду», и потерпеть фиаско. Компания имеет возможность инвестировать в «вопросительные знаки» средства, полученные от «дойных коров».
«Собаки» не блещут результатами в бизнесе, довольствуясь небольшим долями на медленно растущих рынках. «Собака» приносит корпорации небольшую прибыль и если ее перспективы представляются туманными, бизнес может быть ликвидирован или продан первому желающему.
На рисунке представлен гипотетический корпоративный портфель из нескольких бизнес-единиц. Размеры кругов показывают их относительную величину в общем портфеле. Большинство организаций имеют подразделения более чем в одном квадранте.