Мнемических способностей с помощью метода
Развертывания мнемической деятельности
В качестве основного показателя изучения психологии функциональных механизмов мнемических способностей использовался показатель продуктивности запоминания с опорой на функциональные механизмы.
Результаты наших исследований мнемических способностей с помощью метода развертывания мнемической деятельности позволяют охарактеризовать психологию функциональных механизмов следующими свойствами:
индивидуальной мерой выраженности;
неосознаваемостью действия;
пластичностью (результативной изменчивостью);
теснейшими взаимосвязями (взаимообусловленностью) с операционными механизмами;
наличием зависимости продуктивности запоминания с опорой на функциональные механизмы от уровня развития регулирующих механизмов.
Функциональные механизмы имеют ярко проявляющуюся индивидуальную меру выраженности. Например, для 10—12-летних испытуемых характерен значительный разброс показателей запоминания с опорой на функциональные механизмы: от 1 с до 3,5 мин (объем выборки — 200 человек).
|
|
Для испытуемых 9-летнего возраста этот показатель находится в пределах от 2 до 69 с (объем выборки — 35 человек).
Для испытуемых в возрасте от 18 до 22 лет (объем выборки — 60 человек) — от 1 с до 2,1 мин.
Для выборки испытуемых от 22 до 40 лет (20 человек) этот показатель находится в пределах от 1 до 10 с.
Качественно-количественный анализ процесса и результата запоминания с опорой на функциональные механизмы позволяет выделить уровни выраженности указанных выше свойств, соответствующих разным группам эффективности запоминания (обоснование необходимости и целесообразности подобного анализа см.: [252, 266]). Эти результаты представлены в таблицах 1, 2 и 3.
Данные, приведенные ниже, наглядно демонстрируют индивидуальную меру выраженности функциональной основы памяти. Причем совершенно очевидна динамика продуктивности функциональных механизмов, которая обусловлена созреванием мозга и развитием мнемических способностей (подробно о развитии механизмов мнемических способностей написано в гл. 5).
Таблица 1
Результаты запоминания фигуры 2 10—12-летними испытуемыми (по группам)
Группа | Время запоминания, с | Число испытуемых от всей выборки, % |
от 1 до 5 | ||
от 6 до 10 | ||
от 12 до 20 | ||
от 22 до 30 | ||
от 33 до 45 | ||
от 48 до 60 | ||
более 60 |
Таблица 2
Результаты запоминания фигуры 2 9-летними испытуемыми
(по группам)
Группа | Время запоминания, с | Число испытуемых от всей выборки, % |
от 1 до 5 | 2,8 | |
от 6 до 10 | 2,8 | |
от 12 до 20 | 57,4 | |
от 22 до 30 | 14,2 | |
от 33 до 45 | 11,4 | |
от 48 до 60 | 2,8 | |
более 60 | 8,6 |
Таблица 3