Исследование функциональных механизмов

Мнемических способностей с помощью метода

Развертывания мнемической деятельности

В качестве основного показателя изучения психологии функциональных механизмов мнемических способностей использовался показатель продуктивности запоминания с опорой на функциональные механизмы.

Результаты наших исследований мнемических способностей с помощью метода развертывания мнемической деятельности позволяют охарактеризовать психологию функциональных механизмов следующими свойствами:

индивидуальной мерой выраженности;

неосознаваемостью действия;

пластичностью (результативной изменчивостью);

теснейшими взаимосвязями (взаимообусловленностью) с операционными механизмами;

наличием зависимости продуктивности запоминания с опорой на функциональные механизмы от уровня развития регулирующих механизмов.

Функциональные механизмы имеют ярко проявляющуюся индивидуальную меру выраженности. Например, для 10—12-летних испытуемых характерен значительный разброс показателей запоминания с опорой на функциональные механизмы: от 1 с до 3,5 мин (объем выборки — 200 человек).

Для испытуемых 9-летнего возраста этот показатель находится в пределах от 2 до 69 с (объем выборки — 35 человек).

Для испытуемых в возрасте от 18 до 22 лет (объем выборки — 60 человек) — от 1 с до 2,1 мин.

Для выборки испытуемых от 22 до 40 лет (20 человек) этот показатель находится в пределах от 1 до 10 с.

Качественно-количественный анализ процесса и результата запоминания с опорой на функциональные механизмы позволяет выделить уровни выраженности указанных выше свойств, соответствующих разным группам эффективности запоминания (обоснование необходимости и целесообразности подобного анализа см.: [252, 266]). Эти результаты представлены в таблицах 1, 2 и 3.

Данные, приведенные ниже, наглядно демонстрируют индивидуальную меру выраженности функциональной основы памяти. Причем совершенно очевидна динамика продуктивности функциональных механизмов, которая обусловлена созреванием мозга и развитием мнемических способностей (подробно о развитии механизмов мнемических способностей написано в гл. 5).

Таблица 1

Результаты запоминания фигуры 2 10—12-летними испытуемыми (по группам)

Группа Время запоминания, с Число испытуемых от всей выборки, %
  от 1 до 5  
  от 6 до 10  
  от 12 до 20  
  от 22 до 30  
  от 33 до 45  
  от 48 до 60  
  более 60  

Таблица 2

Результаты запоминания фигуры 2 9-летними испытуемыми

(по группам)

Группа Время запоминания, с Число испытуемых от всей выборки, %
  от 1 до 5 2,8
  от 6 до 10 2,8
  от 12 до 20 57,4
  от 22 до 30 14,2
  от 33 до 45 11,4
  от 48 до 60 2,8
  более 60 8,6

Таблица 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: