Мышление
Проблема мышления долгое время не была предметом изучения психологии, а изучалась философией и логикой. Существуют разные психологические теории мышления (ассоцианизм, вюрцбургская школа, гештальтпсихология и т. д.)
Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека позволяет отражать окружающую действительность: обобщенно опосредованно устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.
Обобщенность способствует тому, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредственным.
Благодаря опосредованности оказывается возможным познать то, что непосредственно в восприятии не дано.
Мышление также дает возможность устанавливать связи и отношения между предметами, в то время как ощущения и восприятия отражают преимущественно отдельные стороны явлений.
Процесс познания является чрезвычайно сложным. Весь материал мыслительная деятельность получает только из чувственного познания. И через чувственное познание мышление непосредственно связывается с внешним миром.
|
|
Материальной основой мышления является речь. Мысль опирается на свернутую внутреннюю речь.
Мышление выступает как высший процесс, объединяющий всю деятельность человека. Начальным моментом является проблемная ситуация, от осознания проблемы, человек переходит к принятию решения.
Мышление включает ряд операции, таких как:
Анализ - операция мышления, при которой происходит разбор целого на части.
Синтез - операция мышления, при которой происходит соединение или объединение частей в единое целое.
Сравнение - сопоставление предметов и явлений, нахождения между ними сходства и различий.
Абстрагирование - возможность отвлечения от свойств предметов, когда им придается иной смысл.
Обобщение - способ решения задач который приводит к единому выводу или это объединение предметов и явлений по какому-то одному существенному признаку.
С помощью операций мышления осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства элементов составляющих эту проблему, находится решение.
К формам мышления относятся понятие, суждение и умозаключение.
Понятия формируется на основе операций мышления, они могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными. Понятия складываются в суждения, суждения могут быть истинными и ложными. Происходит соединение суждений о чем-либо в форме умозаключений, которые бывают утвердительными или отрицательными.
Существует ряд классификаций видов мышления.
|
|
Первый и основной - мышление бывает:
- наглядно-действенным - вид мышления, операющийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними;
- наглядно-образное - вид мышления, характеризующийся представления или образами;
- словесно-логическое - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями (словами).
Мышление бывает индуктивным и аналитическим, практическим и теоретическим, творческим и критическим.
Существуют способы мышления - это индукция и дедукция. Индукция - это логический вывод в процессе мышления от частого к общему; Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному.
Отражение человеком мира есть активный, творческий процесс. Это означает, что воспринимаемые предметы и явления, пережитые чувства не только отражается человеком, но и перестраиваются в новые комбинации.
Глоссарий
Гипотеза - предположение, проект решения задачи.
Задача - цель, заданная в определенных условиях.
Инсайт - мгновенное осознание решения некоторой проблемы.
Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми образами.
Опосредование - познание с использованием вспомогательных средств.
Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словами или группой слов.
Проблемная ситуация - ситуация, в которой возникают задачи, связанные с интеллектуальной деятельностью.
Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо.
Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.
Воображение
Психический процесс, занимающийся созданием новых образов (представлений) путем переработки информации восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте, называется воображением. Воображение присуще только человеку.
Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти.
Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Оно обогащает новые образы, делает их более продуктивными.
Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением:
- воображение осуществляет мыслительный отход за пределы непосредственно воспринимаемого;
- способствует предвосхищению будущего;
- «оживляет» то, что было ранее.
Важную роль в создании новых временных связей играет слово. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании мира.
Воображение - важнейшая составляющая часть творческого процесса.
Воображение может быть:
1. Активным - по средствам воли, человек вызывает у себя соответствующие образы.
2. Пассивным - когда образы возникают спонтанно.
3. Продуктивным - действительность сознательно конструируется человеком, т.е. творчески преобразуется.
4. Репродуктивным - ставится задача воспроизвести реальность, как она есть, связано с восприятием и памятью.
Виды воображения
1. Сновидения - пассивное воображение, роль их до сих пор не установлена, но здесь находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут реализоваться в реальной жизни.
2. Галлюцинации - фантастические видения, не имеющие никакой связи с окружающей человека действительностью. Это результат тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровождают многие болезненные состояния.
3. Грезы - это нормальные психические состояния, в виде фантазий, связанных с желанием чаще всего с несколько идеализированным будущим.
|
|
4. Мечта - более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима.
Деятельность воображения зависит от общей направленности личности.
С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственных качеств личности. Оно связано со всей психической жизнью человека. Оно помогает человеку представлять действительность в образах, регулировать эмоциональное состояние, познавательные процессы, формировать внутренний план действий, планировать и программировать внутренний план действий.
Глоссарий
Агглютинация - создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов и представлений.
Акцентирование - создание новых образов путем подчеркивания тех или иных черт.
Воображение - форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений.
Творчество - деятельность человека по созданию новых оригинальных значимых ценностей.
Творческое воображение - вид воображения, направленного на создание новых образов, составляющего основу творчества.