Самообладание, выдержка

1. Я легко могу заставить себя долго ждать, если это необходимо.

2. В споре мне обычно удается сохранить спокойствие и объективность.

3. Я не могу нормально заниматься, если меня что-то тревожит.

4. В течение всего экзамена я четко контролирую свои мысли, чувства, действия, поведение.

5. Я совершенно не переношу боли.

6. Мне удается сохранять ясность мысли даже в самых сложных жизненных ситуациях.

7. Неприятности в вузе и дома не снижают качество моих занятий.

8. Долгое ожидание очень мучительно для меня.

9. Когда я встревожен, то волнуюсь, совершенно теряю контроль над собой.

10. Во время экзамена я иногда не могу ответить даже то, что знаю.

11. Я считаю, что умение владеть собой не так уж важно для человека.

12. Если у меня плохое настроение, никогда не могу этого скрыть.

13. На экзамене всегда мобилизуюсь и нередко получаю оценку не ниже той, на которую рассчитываю.

14. Не могу сдержать себя, чтобы на грубость не ответить тем же.

15. На экзамене я с трудом владею собой.

16. Мне легко заставить себя сдержать смех, если чувствую, что он не уместен.

17. Сильное волнение, как правило, не сказывается на целесообразности моих действий и поведения.

18. В сложной ситуации я обычно теряюсь, не могу быстро принять нужное решение.

19. Я могу заставить себя действовать, превозмогая боль, если это крайне необходимо.

20. Я специально учусь владеть собой.

Шаг 2. Обработка и интерпретация результатов

Обработайте ответы с помощью ключа, который одинаков для всех пяти опросников:

Ключ

Выраженность волевого качества   Генерализованность волевого качества
Номер ответа   Номер ответа
Номер Суждения             Номер суждения          
  -2 -1   +1 +2     -2 -1   +1 +2
  -2 -1   +1 +2     +2 +1   -1 -2
  +2 +1   -1 -2     -2 -1   +1 +2
  +2 +1   -1 -2     +2 +1   -1 -2
  +2 +1   -1 -2     -2 -1   +1 +2
  +2 +1   -1 -2     +2 +1   -1 -2
  -2 -1   +1 +2     -2 -1   +1 +2
  -2 -1   +1 +2     +2 +1   -1 -2
  +2 +1   -1 -2     +2 +1   -1 -2
  -2 -1   +1 +2     -2 -1   +1 +2

В ключе выделены две группы суждений: диагностирующие выраженность волевых качеств (№ 1, 6, 8, 9, 11, 12, 16, 17, 18, 20) и диагностирующие генерализованность волевых качеств (№ 2, 3, 4, 5, 7, 10, 13, 14, 15, 19).

Напротив номера суждения указано количество баллов (-2, -1, 0, +1, +2), которое присуждается за каждый вариант ответа. Эти оценки заносятся в сводный протокол исследования рядом с номером ответа. Затем подсчитывается алгебраическая сумма баллов отдельно по суждениям параметра выраженности и параметра генерализованности для каждого волевого качества. Для перевода на положительную шкалу оценок к суммарной оценке прибавляется 20 баллов и окончательные результаты заносятся в нижнюю часть протокола.

Далее необходимо представить полученные результаты графически. В тетради чертится окружность диаметром 8 см. Из ее центра (нулевая точка) проводятся 5 радиусов, на которых наносятся деления от 0 до 40. Каждый радиус – показатель уровня выраженности одного из волевых качеств. Затем данные из сводного протокола переносятся на соответствующие радиусы с делениями. На каждый радиус наносятся по две точки: число баллов по параметру выраженности и по параметру генерализованности. Точки, обозначающие показатели выраженности всех волевых качеств, соединяются сплошной тонкой линией, а точки, обозначающие показатели генерализованности, – сплошной толстой линией. Получается два пятиугольника, расположенных внутри круга, пример которых представлен на рис. 4. На основании графически представленных результатов делается заключение об уровне выраженности каждого волевого качества по параметрам выраженности и генерализованности.

Целеустремленность

Самообладание, Смелость,

 
 

Выдержка Решительность

Самостоятельность, Настойчивость,

Инициативность Упорство

Рис. 4. Диаграмма показателей уровня выраженности волевых качеств

Уровни выраженности волевых качеств
0 – 19 Низкий
20 – 30 Средний
31 – 40 Высокий

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: