Тема 2.9. Избирательная кампания: механизм организации и проведения

1. Выборы и их функции в политической системе общества. Типы избирательных систем.

2. Избирательный процесс в Республике Беларусь.

3. Система виртуального сетевого PR в конфликтной технологии современного избирательного процесса

1. Выборы и их функции в политической системе общества. Типы избирательных систем.

Выборы являются политико-правовым механизмом народовластия, через который реализуется неотъемлемое право человека – право голоса.

Функции выборов:

• смена власти мирным путем;

• представление социальными группами своих интересов через предвыборные программы;

• легитимация и стабилизация политической системы;

• повышение политической грамотности и активности избирателей;

• отбор политической элиты;

• формирование эффективно действующей оппозиции.

Основное противоречие института выборов – между большинством и меньшинством, властью и обществом.

Процедура выборов регламентируется избирательным правом. Избирательное право это совокупность юридических норм, регулирующих организацию и проведение выборов, взаимоотношение между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов.

Избирательное право основывается на принципах: всеобщности, равенства, прямого (косвенного) и тайного голосования. Данные принципы закреплены и в Конституции Республики Беларусь (ст. 64 – 68).

Принцип всеобщего избирательного права означает, что все совершеннолетние и психически здоровые граждане, независимо от пола, расы, языка, общественного и имущественного положения, профессии, политических и религиозных убеждений, имеют право голоса и могут быть избраны в представительные органы.

Данный принцип регламентируется рядом избирательных цензов.

Возрастной ценз – это признание за лицом избирательных прав по достижению определенного возраста. В большинстве стран, в том числе и в Республике Беларусь, активное избирательное право предоставляется лицам старше 18 лет, в Финляндии, Японии – с 20 лет, а в Бразилии, Иране, на Кубе – с 16 лет. Для пассивного избирательного права этот ценз выше. Например, главой государства Германии может стать гражданин по достижении 40 лет, Беларуси и США – 35 лет.

Ценз оседлости означает, что избирательное право предоставляется лицу, проживающему в данной стране постоянно или в данной местности определенное время.

Имущественный ценз состоит в требовании, чтобы избиратель или обладал имуществом на определенную сумму, или уплачивал налоги определенного размера.

Ценз пола означает лишение избирательных прав женщин. Данный ценз был отменен во Франции – в 1944 г., в Италии – в 1945, в Греции – в 1956, в Швейцарии – в 1971, а в Лихтенштейне – в 1984 г.

Моральный ценз означает определенные нравственные требования, предъявляемые к избирателю. Например, в Мексике лишаются избирательных прав лица, злоупотребляющие наркотиками, во Франции – находящиеся под опекой, в Нидерландах не голосуют лица, лишенные родительских прав.

Религиозный ценз означает принадлежность избирателя к определенной религии. Так, членом Иранского парламента могут быть избраны только лица, исповедующие ислам.

Принцип равных выборов основывается на трех условиях.

· каждый избиратель должен иметь равное число голосов. В Беларуси избиратель имеет один голос, в Российской Федерации – два голоса.

· голоса избирателей должны иметь одинаковый вес, т.е. избирательные округа должны быть равными по численности избирателей. Так, на выборах в Конгресс США разница в количестве жителей избирательных округов не должна превышать 2 %.

· создание государством равных условий для зарегистрированных кандидатов: бесплатное обнародование в государственных СМИ предвыборных программ, равное право кандидатов выступать на предвыборных собраниях и в СМИ.

Принцип прямых выборов означает, что избиратели без посредников избирают членов представительных органов. Прямые выборы применяются для избрания органов местного самоуправления, однопалатных парламентов и нижних палат двухпалатных парламентов (Дания, Республика Беларусь, Российская Федерация), президентов Беларуси, Италии, России.

Принцип тайного голосования предполагает исключение контроля за волеизъявлением избирателя. Этим гарантируется гражданам свобода выбора и защита их от возможного давления со стороны различных политических сил.

Типы избирательных систем

Избирательная система – это порядок организации и проведения выборов, закрепленный в юридических нормах, определения результатов голосования и распределения депутатских мандатов.

В мировой практике наиболее распространенными типами избирательных систем являются мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательная система.

В основу мажоритарной избирательной системы положен принцип большинства. Избранным по округу считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов. Поскольку большинство бывает относительным, абсолютным и квалифицированным, различают три разновидности этой системы.

Достоинства мажоритарной избирательной системы:

1) обеспечивает победившей партии большинство в парламенте, что позволяет формировать устойчивое правительство;

2) предполагает формирование крупных политических партий или блоков, способствующих стабилизации политической жизни государства в англосаксонских странах благодаря мажоритарной системе относительного большинства сформировалась двухпартийная система;

3) способствует формированию прочных непосредственных связей между избирателями и кандидатом (впоследствии депутатом).

Недостатки:

1) избиратели, проголосовавшие за потерпевшую поражение партию, лишаются возможности провести своих представителей в выборные органы. Тем самым нарушается принцип всеобщности избирательного права;

2) ограничивается доступ представителей проигравших небольших партий в депутатский корпус. При этом сформированное правительство может не пользоваться поддержкой большинства населения страны;

3) зависимость депутатов от выборщиков конкретного избирательного округа побуждает их защищать местные интересы в ущерб общегосударственным;

4) частая нерезультативность первого тура выборов требует дополнительных расходов для проведения второго тура выборов;

На преодоление указанных недостатков мажоритарной избирательной системы претендует пропорциональная избирательная система. В ее основе заложен принцип пропорциональности между поданными за партию голосами избирателей и полученными ею мандатами.

Достоинства:

1) позволяет сформировать органы власти, состав которых учитывает интересы отдельных социальных и политических групп;

2) обеспечивает представительство даже небольшим партиям, т.е. способствует развитию политического плюрализма, многопартийности.

Недостатки:

1) слабая связь между депутатами и избирателями, поскольку последние голосуют не за конкретных кандидатов, а за партии;

2) сильная зависимость кандидатов от партийного аппарата, обязанностью которого является составление партийных списков. Отсюда появляется возможность оказывать давление на кандидатов;

3) сложности при формировании правительства. В условиях многопартийности неизбежно появление многопартийных коалиций, состоящих из партий с разными программными целями и задачами.

Смешанная избирательная система: одна часть депутатских мандатов распределяется на основе принципов мажоритарной системы, а другая – в соответствии с принципами пропорциональной.

2. Избирательный процесс в Республике Беларусь.

В Республике Беларусь выборы происходят свободно, в сроки, предусмотренные Избирательным кодексом Республики Беларусь, посредством всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. В Республике Беларусь подготовка и проведение выборов проводятся открыто и гласно (ст. 65). Так, выборы Президента назначаются Палатой представителей (ст. 81). Президент Республики Беларусь назначает очередные и внеочередные выборы в палату представителей, Совет республики и местные представительные органы (ст. 84).

В Республике Беларусь действует мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Однако абсолютное большинство неодинаково при избрании президента страны, депутатов нижней палаты Национального собрания и депутатов местных Советов.

Регистрация кандидатов в президенты Республики Беларусь начинается за 35 дней и заканчивается за 25 дней до дня выборов.

Президентские выборы считаются состоявшимися, если в них участвовало более 50 % граждан, включенных в список избирателей. Победителем считается кандидат, за которого проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании.

Если в первом туре ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Избранным считается кандидат в президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов выборщиков, принявших участие в голосовании.

Выборы в Палату представителей и местные Советы признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25 % граждан, включенных в списки избирателей. Избранным считается кандидат, набравший 25 % +1 голос избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один кандидат не получает требуемого числа голосов, назначается второй тур выборов. В нем принимают участие два кандидата, набравших наибольшее количество голосов в первом туре. Победителем во втором туре становится кандидат, завоевавший 25 % + 1 голос всех участвовавших в голосовании избирателей.

Избирательная кампания включает мероприятия государства по организации и проведению выборов. Она состоит из следующих стадий:

· назначение даты выборов;

· создание комиссий, ответственных за проведение выборов;

· организация избирательных округов, районов, участков;

· регистрация кандидатов в депутаты;

· организация финансовой поддержки выборов;

· печатание бюллетеней;

· охрана порядка в ходе проведения выборов;

· определение результатов голосования;

· извещение избирателей о результатах выборов.

Предвыборная кампания – это система мероприятий, проводимых соперничающими партиями или кандидатами на выборах, а также процесс общения кандидата и электората по поводу власти.

Успех избирательной (предвыборной) кампании в значительной мере зависит от технологии ее проведения.

Социально-политическая технология представляет собой совокупность конкретных действий для достижения поставленной политической цели.

Этапы избирательной кампании:

1) выдвижение кандидатов и создание основы предвыборной кампании;

2) выработка стратегии и тактики избирательной кампании;

3) агитационная кампания.

Избирательная кампания официально начинается после объявления даты проведения выборов.

Выдвижение кандидатов осуществляется после назначения даты выборов.

Кандидат создает штаб, который координирует работу команды, состоящей из доверенных лиц, а также групп поддержки, агитаторов, связи со СМИ, социально-политологического обеспечения, активистов-добровольцев и спонсоров.

Государственные органы обязаны содействовать организации встреч кандидатов с избирателями, выделять на территории каждого избирательного округа наиболее посещаемые гражданами места для размещения предвыборной агитации.

В некоторых государствах агитационная кампания завершается за один день или несколько суток до голосования. Это делается с целью предоставления избирателям возможности самостоятельно принять решение. В Республике Беларусь агитация в день выборов запрещается.

Политические антитехнологии. Здесь ставка делается на достижение частного, несущественного или ближайшего результата. Их разновидностью является популизм – заигрывание с массами. В более развернутом виде понятие "популизм" можно толковать как использование в политических целях больших человеческих масс через простые объяснения сложных проблем, примитивные громкие лозунги. Это обман преднамеренным извращением фактов, лживыми обещаниями, лестью.

Простое решение сложных проблем. На митингах, в дебатах экспансивным ораторам легко удается "срезать" оппонента, обвинив его в мудрствовании, а затем вызывать одобрение площади или зала, простым и понятным изложением предлагаемых мер.

Малые, но конкретные дела. Она рассчитана и опирается на людей с конкретно-хозяйственным складом мышления.

Лесть «низам». «Это надо народу», «народ этого не поймет», «народ в политике не ошибается» др.

«Психологический сыск». В лексике политического оппонента отыскиваются слова, обороты, которые отражают закрепленную в языке психологию «чужого» класса или его наиболее известного лидера.

Распространение порочащих сведений или диффамация. Официальная диффамация может создать образ «изгоя». Если она исходит из правящих структур, то превращение этого «изгоя» в народного «героя» и «правдоборца» практически неизбежно.

3. Система виртуального сетевого PR в конфликтной технологии современного избирательного процесса.

Ход избирательного процесса на Украине, в Грузии, Молдове, Киргизии, Российской Федерации и в других государствах постсоветского пространства, предстоящие избирательные кампании в Беларуси актуализируют проблемы оптимизации технологий поддержки принятия адекватных политических решений.

Эффективность реализации целей, принципов, методов и функций государственного управления все в большей степени зависит от способности власти применять на практике современный политико-технологический инструментарий.

Президент Республики Беларусь на церемонии вручения дипломов доктора наук и аттестатов профессора научным и научно-педагогическим работникам 07.02.2012 года заявил, что наши оппоненты, прежде всего на Западе, используют все более изощренные политтехнологии, а ученые не в состоянии предложить эффективные методы противостояния им». Представляется, что речь идёт о попытках внешнего влияния на политику суверенных государств с использованием новейших технологий сетевого PR в так называемых «цветных сценариях» политических трансформаций.

Факторы, способствующие реализации «цветных сценариев» в избирательном цикле

Выборы по сценариям «цветных революций», события в Тунисе, Египте, Ливии, Сирии актуализировали проблему прикладного политического анализа подобных конфликтов.

По мнению ряда авторов, вряд ли следует называть эти процессы «избирательными», скорее это перевороты, трансформации, которым, как правило, сопутствуют следующие факторы: [20]

· нестабильность персонифицированной политической системы в период проведения выборов, социальное расслоение, клановость финансово-промышленных группировок;

· раскручивание оппозиционного лидера, имеющего опыт государственного управления и поддержку влиятельных сил за рубежом, связи в номенклатурной среде и «силовых структурах»;

· эксплуатация идеи «народного суверенитета» под патриотическими (националистическими) лозунгами;

· появление в столичных городах разветвлённой сети молодёжных оппозиционных структур, формирование узнаваемых символов и эмоциональных ярких образов;

· отработанные технологии «ненасильственного» сопротивления и сетевого PR. [21]

Подобные трансформации и перевороты могут рассматриваться как проекции постмодерна в сферу реальной политики. Подлинная революционная активность исчезла, а ее место заняла симуляция революционных перемен. Симуляция социальных перемен сопровождается театрализацией, которая пронизывает политическую жизнь общества. Любые события принимают форму яркого шоу.

В этой связи актуализируется проблема управления подобными конфликтами, поиск приемлемых путей их разрешения, отвечающих национально-государственным интересам.

Технологию управления политическим конфликтом в избирательной кампании можно свести к следующим процедурам:

1. Выявление субъектов политического конфликта (персоналии и организации).

2. Раскрытие мотивов сторон (конфликт ценностей, материальных интересов, институтов, неуправляемых эмоций либо их сочетание).

3. Формулировка истинного предмета и текущего повода конфликта в восприятии сторон конфликта и целевых групп общественности.

4. Анализ принципов, методов, структур, технологий, интеллектуальных, информационных, финансовых и других возможностей сторон, включая систему PR.

5. Фиксация стадии жизненного цикла политического конфликта: латентная стадия, инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие.

6. Определение стратегии управления политическим конфликтом: предупреждение, инициирование, избегание, разрешение, вытеснение или их комбинирование.

7. Выстраивание приемлемого сценария ведения переговоров: «зондаж» или «разведка», налаживание новых связей, обмен мнениями, уточнение прежних договорённостей, пропаганда своих взглядов, отвлекающая функция.

8. Выбор приемлемой технологии ведения переговоров: участие другой стороны в подготовке решения, неожиданно согласиться или отказаться, отложить рассмотрение вопроса или его не заметить, выжидание, выдвижение требований в последнюю минуту, пакетирование, расчленение проблемы, ультиматум.

9. Реализация PR-проектов, адекватных технологии нормализации конфликтной ситуации.

Функция PR является важнейшей внешней и внутренней специальной функцией политического управления, именно она во многом определяет эффективность конфликтного взаимодействия.

Некоторые особенности элементов системы сетевого PR

Систему формирования общественного мнения SPR для всех субъектов политического конфликта можно представить следующим образом[22]:

SPR ~ <FPR, λPR1, λPR2, λPR3, λPR4, λPR5>,

где: – FPR множество параметров внешней и внутренней среды, влияющих на систему связей с общественностью; λPR1 – подсистема формирования целей связей с общественностью (фундаментальных, стратегических, тактических и оперативных); λPR2 – подсистема формирования и реализации принципов организации связей с общественностью; λPR3 – функциональная подсистема PR-служб (общие и специальные функции, внешние и внутренние); λPR4 – подсистема организационных структуры и персонала PR-служб; λPR5 – технико-коммуникационная и программно-аппаратная подсистема связей с общественностью.

Рассмотрим некоторые особенности системы сетевого пиара SPR, зафиксировав множествоFPRпараметров среды некоторыми внешними и внутренними источниками угроз безопасности в политической сфере. Согласно Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утверждённой Указом Президента Республики Беларусь от 09.11.2010 № 575, таковыми, в частности, являются:

· нарушение конституционных прав и свобод человека, принципа верховенства закона;

· недостаточный уровень развития гражданского общества;

· искусственное нагнетание напряженности и противостояния
в обществе, между обществом и государством;

· бюрократизация государственного управления;

· использование отдельными государствами или группами государств давления, экономических и ресурсных преимуществ для продвижения своих интересов.

Цели формирования общественного мнения подсистемой λPR 1 во многом определяют функции, методы, структуру, персонал и технологии PR-служб. При этом возможности субъектов PR по реализации своих целей в конфликте весьма отличаются, как отличаются возможности власти и оппозиции, Беларуси и Украины, России и ЕС.

Анализ подсистемы λ PR2 формирования и реализации принципов сетевого пиара SPR связан с новым прочтением известных особенностей WEB-коммуникаций[23]:

· мультимедийность, позволяющая создать эмоциональный эффект «сопричастности» каждой отдельной личности, приобретающей в сети новую аутентичность и способную формировать собственную повестку дня;

· гипертекст как универсальная технология настройки контента каждым участником сетевой коммуникации, что усложняет задачу манипулирования сознанием;

· трансграничность, обуславливающая возможность создания эффективных международных организаций глобального постиндустриального общества (глобальной деревни);

· оперативная интерактивность любого количества субъектов в рамках самоорганизующихся либо управляемых каналов коммуникации (гостевые книги, рассылка новостей, электронная почта, блоги, чаты, анкетирование, опросы и т.п.);

· возможность мгновенного наблюдения, документирования информационных потоков, оценки параметров аудитории и приоритетных целевых групп;

· формирование «виртуальных» имиджей новых сетевых лидеров в изощрённой глобальной игре, изменение классического представления об аморфной неструктурированной массе.

Функциональная подсистема λPR3 системы формирования общественного мнения имеет следующие взаимосвязанные компоненты[24]:

1. λPR13 - функция политического анализа в контуре принятия политических решений, информационного и коммуникационного аудита;

2. λPR23 - функция производства посланий (текст, изображение, звук, мультимедиа в рамках новостей, комментариев, интервью, аналитических статей и других жанров);

3. λPR33 - функция работы с коммуникационными каналами (печать, радио, телевидение, Интернет, включая социальные сети, CD, кино, книжная продукция, концерты и т.п.);

4. λPR43 - функция антикризисного PR;

5. λPR53 - функция проектирования имиджа (лидера, организации, страны и т.п.);

6. λPR63 - функция лоббирования;

7. λPR73 - функция сопровождения избирательных кампаний.

Рассмотрим компонентыλPR13, λPR23, λPR3 3 функциональной подсистемыλPR3 сетевого пиара SPR, которые являются общими функциями любой сетевой системы связей с общественностью.

Наиболее активными пользователями сети Интернет является молодёжь. В рамках реализации функции λPR13 для данной приоритетной целевой группы общественности важно определить[25]:

· в какой стадии жизненного цикла: формирования, функционирования или угасания находится её мнение по ключевым актуальным политическим проблемам в конкретной фазе политического конфликта;

· молодёжь подвержена влиянию эмоций или рациональных аргументов, внушению или убеждению, каким принципам она следует и во что верит.

Это осуществляется посредством следующего инструментария, адаптированного к сетевой аудитории:

· опросов, включая различные виды сетевого анкетирования, фокус-группы, углублённые и нарративные сетевые интервью;

· включенных и невключенных наблюдений;

· анализа контента, в том числе и искусственно модерируемого в блогах, форумах, чатах, гостевых книгах и т.п.

Позиция молодёжи во многом будет определяться доминирующим типом политической культуры. Молодёжь склонна предъявлять к себе и окружающим завышенные требования, при этом естественные трудности в реализации этих требований часто приводят к чересчур эмоциональным выражениям гнева, фрустрациям и экстремизму.

Реализация функции λPR23 связана с фактическим, новостным, аналитическим или мультимедийно-образным, эмоционально-насыщенным жанровым наполнением политического контента, учитывающего особенности данной целевой группы общественности. В социальных сетях широко используется ненормативная лексика, жаргон и специфический сленг, возможен причудливый креативный монтаж мултимедийных рядов под нужную модель интерпретации событий.

Осуществление функции λPR33предполагает формирование канала, адекватного жанру сообщения и возможностям WEB-2 дизайна, интерактива и хостинга, учитывая вербальные и аудиовизуальные элементы послания в блогах, чатах и форумах.

Особого внимания заслуживают проблемы реализации подсистемы λPR4 организационных структур и персонала сетевых PR-служб. Эти структуры существенно отличаются от классических редакций печатных и аудиовизуальных СМИ, приобретая интегративные черты ситуационно-аналитических центров и WEB-редакций[26].

Новые технологические возможности позволяют говорить о переходе от технологий WEB-1, связанных с реализацией в сети Интернет односторонних (как в традиционных печатных и электронных СМИ) к двухсторонним симметричным синхронным политическим коммуникациям WEB-2 в режиме реального времени. Наблюдается трансформация информационно-знаниевой иерархической коммуникационной парадигмы в развитии информационного общества в инновационную форму горизонтальных коммуникаций.

Именно этот переход предопределил появление технологий проектирования политических интернет-сообществ на территориях суверенных государств.

Сетевой PR как инструмент формирования политических интернет-сообществ

Эти искусственно модерируемые в социальных сетях «LiveJournal», «В контакте» «Facebook», «Twitter» интернет-сообщества с помощью мобильной телефонии могут составить основу пространственно распределённых массовых уличных акций протеста. В этих целях используются технологии флешмобов, сетевого маркетинга, финансовых пирамид, сетевой медиации и фасилитации, краудсорсинга и информационного противоборства.

С другой стороны, сетевой PR может с успехом использоваться для консолидации общества, разрешения политических конфликтов в процессе реализации таких функций ведения переговоров, как налаживание новых связей и обмен мнениями, уточнение прежних договорённостей, информирование общественности.

Весьма важно перед организацией сетевых обсуждений добиться концептуального единства, ценностной определённости самих модераторов в конкретном электоральном цикле, наличия у модераторов достаточного количества сетевых единомышленников, понимания мотивационных механизмов участия лояльных, законопослушных граждан в дискуссии.

Согласно закону необходимого разнообразия У.Эшби степень разнообразия субъекта управления должна быть адекватной реальному разнообразию объекта в современном коммуникационном пространстве. Однако разнообразие субъекта управления не должно привести к тотальному контролю над «прозрачным» обществом в рамках постиндустриального варианта сетевого «Паноптикума».

Выводы:

· Выявлены факторы, способствующие реализации «цветных сценариев» политических трансформаций в ходе выборов, при этом одним из важнейших факторов является широкое использование технологий манипуляции общественным мнением.

· Представлен обобщённый алгоритм управления политическим конфликтом, включающий реализацию антикризисных PR-проектов, встроенных в сценарии и технологии урегулирования конфликта.

· Показана система виртуального сетевого PR, выявлены особенности некоторых её подсистем, особое внимание уделено принципам комбинирования гипертекста, мультимедиа и оперативной интерактивности любого количества субъектов в рамках самоорганизующихся либо управляемых каналов коммуникации.

· Обозначена специфика информационного аудита в системе сетевого PR, позволяющего оптимизировать процесс информационного воздействия на приоритетную целевую группу общественности в избирательном процессе.

Вопросы для самопроверки

1. В чем сущность выборов?

2. Перечислите основные функции выборов.

3. Каковы принципы избирательного права?

4. Какие типы избирательных систем Вы знаете?

5. Охарактеризуйте избирательный процесс в Республике Беларусь.

6. Перечислите факторы, способствующие реализации «цветных сценариев» в избирательном цикле.

7. Проанализируйте систему виртуального сетевого PR в конфликтной технологии современного избирательного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: