Все чаще ТНК обращают свой взор на неосвоенные рынки, находящиеся главным образом в развивающихся странах и в государствах с переходной экономикой. При этом основным стимулом ПИИ ТНК в эти страны выступает расширение рынков сбыта своей продукции. Приоритет отдается добывающей промышленности, торговле и другим видам услуг, обрабатывающей промышленности, особенно автомобилестроению.
Деятельность иностранных ТНК в России размещена географически крайне неравномерно. Основное количество международных компаний сосредоточено прежде всего в регионах с высокоразвитой инфраструктурой – Москве, Санкт-Петербурге, промышленно развитых областях – Московской, Ленинградской, Нижегородской, Тюменской и Магаданской областях, Приморском крае.
Исключительно на российский рынок ориентированы в основном иностранные корпорации, работающие в природном секторе. Пришедшие сразу после распада СССР нефтяные гиганты «Royal Dutch/Shell Group», «Amoco», «Exxon», «Mobil», «Texaco», «Total», «British Petroleum», «Conaco» осуществляют капиталоемкие инвестиционные проекты. Самым крупным западным инвестором в нефтегазовую промышленность за Полярным кругом является американская компания «Conaco», занятая разработкой Ардалинского комплекса месторождений.
|
|
Одними из первых на рынки стран с переходной экономикой пришли западные автомобилестроители («General Motors», «Ford»).
Свою деятельность в России развернули фирмы, специализирующиеся в пищевой промышленности. Значительную часть рынка безалкогольных напитков захватили мировые гиганты - «Coca-Cola» и «PepsiCo». Более половины пивного рынка контролируется 100%-ми иностранными компаниями или компаниями со смешанным капиталом, на рынке пищевых продуктов обосновались такие крупные компании, как ««Nestle», «Mars», «Cadbery», «Campina», «Danone». При этом большинство компаний идет по пути поглощения российских производителей, а не создания новых мощностей. Особенно агрессивной стратегии придерживается фирма «Nestle», которая за короткий промежуток времени поглотила шесть российских предприятий. По мнению специалистов, иностранный сектор в пищевой промышленности будет расширяться и в дальнейшем. Для этого есть все необходимые условия – растущий внутренний рынок в связи с постепенным ростом доходов населения. Рестораны сети «McDonalds» располагаются в 22 городах России и эффективно эксплуатируются.