Акватория вне государственной юрисдикции

Вся оставшаяся часть Мирового океана именуется открытым морем, и ни одна из стран не имеет здесь никаких особых прав.

Литература

Ванюков Д.А., Веселовский С.П. Непризнанные государства. М., 2011.

Косов Ю.В., Фокина В.В. Политическая регионалистика. СПб., 2009. С.114-125.

Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М., 2001. С.411-472.

Политические системы современных государств: Энциклопедический справочник: в 4 т. Т.1: Европа. М., 2009.

Политические системы современных государств: Энциклопедический справочник: в 4 т. Т.2: Азия. М., 2012.

Политические системы современных государств: Энциклопедический справочник: в 4 т. Т.3: Америка. Австралия и Океания. М., 2012.

Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика: учеб. пособие для вузов. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. С.108-151.

Туровский Р.Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. С.38-57.

Rokkan S. State Formation, Nation Building and Mass Politics in Europe. Oxford, 1999.

[1] Следует помнить, что в зону исключительной юрисдикции государства входит также морская акватория, которая при этом не является частью того или иного региона. Таким образом, административно-территориальное деление существует только на суше. Правда, региональные власти в соответствии с национальным законодательством могут иметь некоторые ограниченные полномочия в прилегающих водах.

[2] Наряду со штатами ATE первого порядка в Эфиопии являются два города.

[3] Французские революционеры наряду с новым календарем предложили также радикальные изменение АТД, которое успешно прижилось. При этом в исторической памяти сохранились и все неформальные регионы Франции, ее исторические провинции (Прованс, Нормандия, Бургундия и др.). Более того, во второй половине XX в. они были частично восстановлены на официальном уровне — при создании нового политико-административного уровня, объединяющего отдельные департаменты в более крупные единицы — регионы.

[4] В Дании, например, отдельной административной единицей является второй по величине остров Фюн (с прилегающими островами), а также остров Борнхольм в Балтийском море.

[5] Природно-географический фактор в чистом виде обусловил обособление одних Карибских островов от других. Например, конституция Гренады предусматривала создание автономного совета на островах Карриаку и Пти-Мартиник, составляющих северную окраину государства (однако это положение не было реализовано).

[6] Правда, из его состава был выведен город Севастополь, ставший отдельной ATE первого порядка.

[7] Отношения Каракалпакстана с Ташкентом представляют собой редкий случай сохранения еще советской рудиментарной модели "центр — регионы" с ее характерными противоречиями. В соответствии с конституцией Узбекистана Каракалпакстан именуется суверенной республикой и даже имеет право на выход из состава единого государства (Узбекистан при этом не является даже федерацией). В то же время на практике в условиях достаточно авторитарного режима автономия ограничена, и вопрос о независимости Каракалпакстана не рассматривается.

[8] С 14 июля 2011 года Южный Судан является членом ООН.

[9] См.: Ванюков Д.А., Веселовский С.П. Непризнанные государства. М., 2011.

[10] Например, столица Швейцарии Берн входит в состав одноименного кантона, который является одним из самых крупных по размерам территории кантонов. Столица Объединенных Арабских Эмиратов Абу-Даби — это город в составе самого большого по территории эмирата. Столица Италии Рим входит в состав области Лацио.

[11] Правда, Куала-Лумпур недавно разделил фактический статус столицы Малайзии с новым городом Путраджая, который одновременно стал еще одной федеральной территорией. В результате в составе Малайзии существуют две столичные территории — прежняя федеральная столичная территория (Куала-Лумпур, который по-прежнему называется официальной столицей) и новая федеральная территория Путраджая (которая именуется административным центром Малайзии).

[12] Например, Канберра именуется Австралийской столичной территорией. Каракас и город Бразилиа называют федеральными округами, Абуджу и Исламабад — столичными федеральными территориями. Дели имеет статус национальной столичной территории. Куала-Лумпур — федеральной столичной территории.

[13] Примечательно, что в разных странах мира выпускались политико-административные карты, на которых территория Израиля имела разные границы.

[14] Ясно, что с помощью такой нарезки границ Марокко стремится ликвидировать Западную Сахару как целостное образование.

[15] Объектом территориальных претензий является Антарктида, единственный и немалый участок суши, находящийся за рамками юрисдикции тех или иных государств (Договор об Антарктиде был принят в 1959 г.). В то же время многие страны выдвигают претензии на эту территорию, в частности близлежащие Аргентина и Чили.

[16] Членство в ООН является, пожалуй, наилучшим критерием для того, чтобы отличить "признанное" государство от "непризнанного". Хотя здесь до самого последнего времени было свое исключение: Швейцария до 2002 г. не входила в ООН, сохраняя свой особый статус в международном сообществе, но никак не статус непризнанного государства. Также известны случаи, когда те или иные государства в ООН представляли политические силы, потерявшие контроль над территорией, но сохранившие поддержку ведущих мировых игроков. Например, тот же Китай некоторое время был представлен не коммунистами из КНР, а гоминьдановцами, укрепившимися на Тайване. Камбоджа была представлена "красными кхмерами", превратившимися к тому моменту в партизанское движение, и т.п.

[17] Сомалиленд появился на территории бывшего британского протектората Сомали, который в процессе деколонизации был объединен с бывшим итальянским протекторатом Сомали и до гражданской войны составлял единое независимое государство.

[18] Хотя, например, в Зимбабве с ее двумя основными народами — машона и матабеле, сочли возможным назвать провинции Северный и Южный Матабелеленд, Западный, Восточный и Центральный Машоналенд.

[19] В политической географии и своё время была дискуссия по поводу признания тех или иных столиц "естественными" и "искусственными". Первыми считали исторически сложившиеся и притом доминирующие административные центры. Было и традиционное представление о том, что административный центр обязательно является (или становится со временем) наиболее крупным по числу жителей и экономическому потенциалу на своей территории. Однако такая дискуссия представляется непродуктивной, несмотря на то, что американская модель столичности не является распространенной. Совпадение административного и экономического центров можно признать более удобным с точки зрения управления, но отнюдь не обязательным в условиях небольших регионов с развитыми внутренними коммуникациями. Организация пространства с выделением специализированного политического центра представляется интересным экспериментом.

[20] Собственное административно-территориальное деление может быть и у негосударственных структур. В сущности, каждая организация, работающая на более или менее крупной территории и имеющая свои органы управления, может создать собственную территориальную структуру. Примером могут служить церковные епархии.

[21] Нынешний штат Луизиана занимает лишь малую часть этой территории.

[22] Имеется в виду социалистическая система в Китае и капиталистическая — в специальных административных районах.

[23] Крайним примером стала война, поводом для которой была попытка нефтедобывающего Восточного района отделиться и создать Республику Биафра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: