Модель назначаемого губернатора

Особенностью этой модели является дуализм региональной власти, сочетающей элементы регионального самоуправления и централизованного управления.

С одной стороны, население избирает легислатуру, по результатам выборов в которую формируется региональное правительство.

С другой стороны, президент страны назначает губернатора, который является агентом центральной администрации. Смысл этой модели заключается в более жестком централизованном контроле и более определенном прямом федеральном администрировании. Данная модель наиболее характерна для Индии и Пакистана, и ее можно назвать индо-пакистанской моделью.

В Индии президент назначает губернаторов штатов сроком на пять лет. Население избирает ассамблеи штатов, насчитывающие от 60 до 500 членов. Ассамблеи не имеют единого для всех штатов формата. В некоторых штатах действуют двухпалатные ассамблеи (Уттар-Прадеш, Махараштра, Карнатака, Бихар, Джамму и Кашмир), включающие законодательный совет (формируется через непрямые выборы и назначение ее членов) и законодательное собрание. В соответствии с принципами парламентской республики победившая на выборах в региональную легислатуру партия получает право сформировать из числа депутатов Совет министров, который несет ответственность перед ассамблеей. Руководителем Совета министров является главный министр штата, который является наиболее статусной фигурой со стороны регионального самоуправления. В то же время право принятия ключевых кадровых решений остается за губернатором штата. Именно губернатор назначает главного министра, а по его рекомендации — назначает членов Совета министров штата. В соответствии с официальной формулировкой главный министр в своей деятельности помогает и советует губернатору.

Похожая модель действует и в Пакистане, где отмечается более высокий статус губернатора в сравнении со статусом регионального самоуправления. В Пакистане президент назначает губернатора провинции. Губернатор имеет большие полномочия, связанные с кадровой политикой в регионе, изданием указов, правом распускать легислатуру и налагать вето на ее решения. Региональное самоуправление, как и в Индии, представляют ассамблеи. Из числа членов ассамблеи губернатор назначает главного министра провинции и формирует кабинет министров.

Следует отметить, что в условиях асимметричной индийской федерации организация власти в союзных территориях отличается от организации власти в штатах. Для союзных территорий еще более характерна модель централизованного управления. В соответствии с общими правилами, установленными индийской конституцией, власть союзной территории возглавляет управляющий, назначенный президентом страны. При этом президент определяет порядок управления союзной территорией, а национальный парламент — ее законодательство. Однако тенденция такова, что в некоторых союзных территориях по решению центра формируются органы регионального самоуправления, напоминающие таковые в штатах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: