Крещение князя Владимира. Крещение Руси


В 987 году в византийском городе Корсуне (Херсоне) вспыхнуло восстание, размах которого сильно напугал византийских императоров. Они обратились за военной помощью к русскому князю Владимиру, тот потребовал отдать ему за помощь в жены принцессу Анну. Византийцы ответили согласием, выставив в качестве дополнительного условия крещение Владимира и его народа. Между Русью и Византией был заключен договор о свойстве и военной помощи. После этого русские войска, соединившись с войсками греческими подавили восстание. Перед свадьбой Владимир и князья, бывшие с ним крестились.

Возвратившись в Киев с супругой гречанкой, греческим духовенством, привезя в свой стольный град различную церковную утварь и святыни (кресты, иконы, мощи), Владимир приступает к официальному введению христианства на Руси.

Прежде всего Владимир крестил своих сыновей и многих приближенных. Затем он приказал уничтожить всех идолов, главного идола Перуна – сбросить в Днепр. Это была яркая демонстрация жителям Руси языческих богов, наглядный показ того, что они не в состоянии отомстить Владимиру и его христианскому окружению за нанесенные им оскорбления. В назначенный день произошло массовое крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. «На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ… люди же, крестившись, расходились по домам, Владимир же был рад, что познал Бога и люди его, посмотрел на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против Диавола, да одолею козни его, надеюсь на Тебя и на Твою силу» Это важнейшее событие случилось, согласно летописной хронологии, принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году по мнению других в 898-990 годах.

Крещение Руси создало необходимые условия для образования Русской православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с митрополитом, из Болгарии – священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке. Согласно летописям 988 г., князь Владимир приказал ставить церкви по тем местам, где раньше стояли кумиры. «И поставили церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перун и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам». С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги.

Введение христианства в качестве государственной религии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных осложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества – волхвами. Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакими (911 г.). Для их покорения потребовалась военная экспедиция киевлян, Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель.

Причиной столь враждебного отношения к новой религии, скорее всего, являлась приверженность населения к традиционным обрядам. Именно в этих городах сложились элементы религиозной языческой организации: регулярные и устойчивые ритуалы, обособленная группа жрецов-волхвов, имевшая огромное влияние на умы людей, привычные суеверия. К тому же новгородцы и ростовчане очень настороженно относились к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религия рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных земель. Не желавшие креститься люди бежали в леса и глухие, неудобные для проживания места. Лишения ожесточали их. Убийство и ограбление священника, или человека, принявшего христианскую веру, т.е. изменившего языческим богам, казалось им вполне справедливым и обоснованным. Епископы, неся большие потери, потребовали от князя жестоких мер. Владимир просто вынужден был сменить милость на гнев. Начались казни над разбойниками.

В сельской местности сопротивление Христианству было не столь активным. Земледельцы, охотники, поклонявшиеся духам рек, лесов, полей сумели совместить веру в них с элементами христианства. Двоеверие, существовавшее в селах на протяжении десятилетий и даже веков, лишь постепенно преодолевалось усилиями многих поколений священнослужителей, и, в некотором смысле, существует и по сей день (мы до сих пор читаем детям сказки, населенные ведьмами, лешими, водяными, Бабой-ягой и Кощеем, не задумываясь о том, что это является противоречием исповедуемой нами православной религии, а для наших далеких предков эти персонажи являлись не сказочными героями, а реальными духами, управлявшими окружающей их природой).

Но… строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства из русской среды. По свидетельству Повести временных лет, Владимир велел собрать у лучших людей детей и отдать их в обучение книжное. Церквей и русских священников становилось все больше. Даже самые упрямые язычники со временем начинали понимать, что смириться все-таки придется (или хотя бы сделать вид). К тому же Владимир всячески старался задобрить недовольное насильственным крещением население. Он оказывает помощь нищим и больным, устраивает в городах пышные празднества, сопровождаемые пиршествами и раздачей милостыни из княжеской казны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: