Князь Владимир. Первые годы правления


Из летописей нам известно, что после победы над войсками Ярополка в битве на реке Друче Владимир осадил Киев. Ему удалось привлечь на свою сторону воеводу Ярополка Блуда, посулив ему свои милости за убийство Ярополка. Блуд не мог совершить это в Киеве из-за горожан, которые препятствовали ему в этом. Тогда обманом Ярополка выманили из Киева. Ярополк «избег» из Киева и «затворился в граде Родьни на усть Рси реки, а Володимер вниде в Киев и оседи Ярополка в Родне». В Родне великий князь нашел поддержку и защиту. Долгое время этот город выдерживал осаду Владимира, несмотря на то, что у населения закончились запасы продовольствия. И только в результате новых происков воеводы Блуда Ярополк был вынужден пойти на мирные переговоры с Владимиром. «И прииде Ярополк к Володимеру; яко полезе в двери, и подъяста и два варяга мечьми под пазусе. Блуд же затвори двери и не да по нем ити своим. И тако убиен был Ярополк…»

Придя к власти, князь Владимир сразу же проявил свои дипломатические способности. В войне с Ярополком он опирался на наемные варяжские дружины, но, достигнув великокняжеского стола, Владимир дал понять жителям столицы, да и всей Руси, что не собирается потакать иностранцам, а будет делать в дальнейшем основную ставку на местное языческое население. … Часть варяжских наемников Владимир, правда, оставил у себя на службе, а остальным разрешил уйти в Константинополь.

«Владимир был еще ребенком, когда умерла Ольга, и меньше других братьев попал под ее влияние; потом он, еще в детстве увезен был в Новгород, где христианство было менее известно, чем в Киеве, и вырос там под влиянием старой веры». Под 980 годом Повесть временных лет сообщает о воздвижении Владимиром на холме близ теремного двора, в самом центре княжеского Киева идолов языческих богов. «постави кумиры на холму вне двора теремного: Перуна деревяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хърса, Дажъбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И жряху им, наричюще я богы и привожаху сыны свои и дщери, и жряху бесом, и оскверняху землю требами своими. и осквернися кровьми земля Руска и холмо-т».

Очевидно, языческий пантеон Владимира был построен специально для киевской знати, проживавшей на Горе, недалеко от княжеского дворца, так как Владимир хорошо помнил о том, как невзлюбили симпатизировавшего христианам Ярополка воеводы, не желавшие усиления византийского влияния на русов. Выставляя статую бога Перуна на первый план, Владимир стремился подчеркнуть свое особое расположение к его почитателям: князьям, боярам, дружинникам. Я.Е. Боровский считал, что данная реформа была проведена с целью политического объединения Руси под главенством Киева, чему должно было помочь появление в Киеве «нового языческого пантеона. По мнению Б.А. Рыбакова, Владимир 1 произвел своего рода языческую реформу, стремясь, очевидно, поднять древние народные верования до уровня государственной религии.

В первые годы княжения Владимира язычество на Руси начинает доминировать над христианством. Вскоре это приводит к тому, что «языческое население столицы перестает считаться с христианами. В 983г., согласно Повести временных лет, дело доходит даже до кровавого столкновения между язычниками и христианами».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: