Неудачи этого типа также могут быть вызваны самыми разными причинами. Поэтому, прежде чем приступить к поиску практически действенных рекомендаций в связи с такими неудачами, необходимо выяснить, в чем состоит их причина.
Некоторые из причин подобного рода неудач носят объективный характер и не могут быть полностью устранены с помощью только психологических средств воздействия. Другие порождены факторами субъективного характера, и здесь психологическое консультирование может оказать действенную поддержку клиенту. В связи с этим мы остановимся только на выяснении и обсуждении причин субъективно-психологического свойства.
Какими могут быть эти причины и как следует практически действовать психологу-консультанту в каждом конкретном случае, связанном с такими причинами?
Наиболее распространенными общими психологическими причинами неудач в продвижении по службе могут быть следующие:
1. Незнание клиентом условий, в силу которых он может или не может реально претендовать на продвижение по службе.
|
|
2. Неспособность клиента производить благоприятное впечатление на тех людей, от которых зависит его продвижение по службе.
3. Завышенный уровень притязаний клиента в продвижении по службе, не вполне соответствующий его способностям и реальным возможностям. Это тот случай, когда клиент в общем нормально продвигается по службе, но то, как это происходит, его не вполне устраивает.
Первая из названных причин сравнительно легко устранима и как таковая может быть выявлена в результате личной беседы психолога-консультанта с клиентом. Для этого достаточно задать клиенту следующие вопросы:
• Знаете ли вы то, от чего зависит ваше продвижение по службе и что обеспечит его практически?
• Каковы условия, при которых вы можете успешно продвигаться по службе?
• Соответствуете ли вы и ваши возможности этим условиям?
• Каким конкретно из указанных выше условий вы полностью и не полностью соответствуете?
• На чем основываются ваши ответы на предыдущие вопросы? Если они базируются на каких-либо конкретных фактах, то назовите эти факты.
В том случае если клиент определенно и быстро, достаточно легко ответит на все эти вопросы, можно будет сделать вывод о том, что основная причина его неудач в продвижении по службе не связана со знанием условий такого продвижения.
Может, однако, иметь место случай, при котором ответы клиента на эти вопросы окажутся не вполне определенными и точными. Тогда, наверное, проблема неудовлетворительного продвижения по службе хотя бы частично будет связана с незнанием клиентом условий продвижения по службе.
|
|
Диагностировать последний случай в практике психологического консультирования можно по следующим признакам: если клиент, ответив на первые из сформулированных выше вопросов, очевидным образом затрудняется ответить на следующие вопросы, то вполне вероятно, что и его ответы на первые вопросы не являются вполне достоверными. Скорее всего, клиент в данном случае просто не знает реальных условий своего успешного продвижения по службе.
В данном случае рекомендация клиенту может быть следующей: выяснить, при каких условиях возможно его продвижение по службе, что этому может способствовать или препятствовать.
В том случае если причина неудач клиента – его неспособность производить благоприятное впечатление на людей, от которых зависит его судьба, то желательно будет научить клиента, как это лучше делать. Наконец, если неудачи клиента связаны с тем, что он имеет чрезмерно завышенные притязания на продвижение по службе, то задача консультанта будет состоять в том, чтобы убедить клиента снизить свой уровень притязаний.