II. Русская культура XVIII - первой половины XIX веков
Цель раздела заключается в том, чтобы на историко-культурном материале периода продемонстрировать механизмы изменения культурных систем.
Постановка данной цели предполагает, что в составе любой культурной системы (в том числе в системе русской культуры) имеется достаточно активное 'смысловое информационное ядро' (некоторая информация, которая усваивается человеком и коллективом - как целенаправленно (осознанно), так и бессознательно - и определяет социальное поведение человека). Предположительно, ядро разбивается на:
Центральные элементы - они обеспечивают стабильность системы в целом, т.к. они наименее подвержены внешним воздействиям и передаются практически в неизменном виде (в данном случае - это основные параметры традиционалистского сознания);
Периферийные элементы - они наиболее восприимчивы к внешним воздействиям и, в конечном счете, способны трансформировать центральные элементы ядра.
Именно с постепенной трансформацией смыслового ядра, которое с начала XVIII века начинает испытывать сильное воздействие (естественное расширение контактов со странами Западной Европы, политика 'европеизации'), связано и изменение самого рисунка русской культуры в Новое время. В курсе предполагается проследить это динамику культурных процессов, главным итогом которых является становление личностного типа культуры.
Программа
II.I.Основные тенденции развития русской культуры в XVIII - XIX вв.
Введение в историю русской культуры XVIII-первой половины XIX вв.
Общая характеристика эпохи. Взаимосвязь тенденций развития Западной Европы и России в Новое время. Зарождение новых культурных норм. Рационализм как принцип познания мира. Секуляризация культуры.
Изучение истории русской культуры XVIII - первой половины XIX вв. в трудах отечественных исследователей. История появления термина 'новая культура'. Дореволюционная традиция изучения и современное состояние исследований по истории русской культуры XVIII-первой половины XIX вв.