Личностное самоопределение

Психологической особенностью раннего юношеского возраста является устремленность в будущее. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы. Они у старшеклассников зачастую еще весьма расплывчаты. Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее — центральное психологическое новообразование юношеского возраста.

В западной психологии процесс самоопределения обозначается как процесс формирования идентичности. Идентичность требует ответить на вопросы: «Каков я? Каким мне хотелось бы стать? За кого меня принимают?»

Многие исследования посвящены развитию и качеству Я-концепции у молодых людей. Подчеркивается, что по мере взросления складывается более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей. Позитивная Я-концепция (чувство самоуважения) благоприятно сказывается на постановке перспективных целей и активном стремлении к их достижению. Отрицательная Я-концепция (низкая самооценка, слабая вера в себя) воздействует наиболее негативно.

В этом возрасте происходит открытие Я, собственного мира мыслей, чувств и переживаний, которые кажутся самому субъекту неповторимыми и оригинальными. Стремление познать себя как личность приводит к рефлексии, к углубленному самоанализу. Размышляя о чертах характера, о своих достоинствах и недостатках, молодой человек начинает всматриваться в других людей, сопоставлять свойства их личности и поведения и собственные, отыскивать сходство и непохожесть. Это познание других и самопознание приводит к постановке задач самосовершенствования.

В юности складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности и других людях и самом себе. Формируется осознанное обобщенное, итоговое отношение к жизни, которое позволяет выйти на проблему смысла человеческой жизни. Появляется заинтересованное, взволнованное отношение к личному смыслу жизни. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного “я”, а с другой - осознание своего положения в мире. Мировоззренческие вопросы ставит к себе юноша, у которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения. Трудность заключается в том, что ранняя юность, создавая условия, благоприятные для того, чтобы человек начал задумываться для чего он живет, не дает средств для ее решения. Однако, несмотря на все трудности, эти искания содержат в себе позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой.

Личностное самоопределение не завершается в юношеском возрасте, и в ходе дальнейшего развития человек приходит к новому личностному самоопределению (переопределению).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: