по трём пеленгам

Преимуществами способа определения места судна по трём пеленгам являются простота и надёжность (третья изолиния является кон­трольной). Недостатком – необходимость иметь в видимости три ориентира, что бывает не всегда.

Порядок выполнения наблюдений.

Подобрать и опознать хорошо видимые и обо­значенные на карте три ориентира, так, чтобы линии пеленгов рядом распо­ложенных ориенти­ров составляли угол возможно ближе к 60º или 120º.

В быстрой последовательности взять пять пе­ленгов на три ориентира

-КП1, КП2, КП3, Т, ОЛ, КП4, КП5-,

зафиксировать момент Т и отсчёт лага ОЛ взя­тия третьего пеленга:

Усреднить повторенные пеленги:

КП1ср = (КП1 + КП5)/2;

КП2ср = (КП2 + КП4)/2.

Повторное взятие пеленгов с последую­щим ос­реднением является одним из ме­тодов приведе­ния измерений к одному моменту и осуществля­ется для повыше­ния точности обсервации. Если скорость судна до 12 узлов, то можно брать только три пеленга.

Компасные пеленги исправить поправкой ком­паса, рассчитанной для того курса, на кото­ром судно лежало в момент пе­ленгования.

Нанести на линии пути счислимое место

судна на момент взятия пеленгов.

Проложить линии пеленгов - прямые,

проходящие через ориентиры в виде ко­ротких отрезков вблизи счислимого места. В точке их пересечения получим обсервованное место судна на момент взятия пеленгов.

Записать обсервацию в судовом жур­нале (обра­зец):

06 20, ОЛ=44,5, Мк Кийский ГКП = 88,0º, ΔГК = +2,0º, Мк Земляной ГКП = 157,5º, ΔГК = +2,0º, Мк Айновский ГКП = 211,5º, ΔГК = +2,0º, φо = 69º54,4΄N, λо = 31º41,8΄Е, С = 120º - 0,6 мили.

Треугольник погрешностей

Если бы при определении места судна по трём пеленгам измерения и обработка результатов были безошибочны, то все три изолинии пересек­лись бы в одной точке. Однако полностью все погрешности исключить невозможно. Изолинии не пересекаются в одной точке, а образуют так называемый треугольник погрешностей.

Основные причины появления треугольника по­грешностей следующие.

Промахи. Для их исключения необходимо по­вторить наблюдения и расчёты.

Ошибки в опознании ориентиров. Для их ис­ключения необходимо повторить на­блюдения или выбрать другие ориен­тиры.

Случайные погрешности. Полностью ис­клю­чить их невозможно. Можно лишь уменьшить их величину, соблюдая сосре­доточенность, акку­ратность, внима­тельность, производить серию измере­ний и усреднять результаты. Из-за влия­ния только случайных погрешностей сторона треугольника не превышает 5 мм и место судна принимается в его центре.

Погрешности из-за неодновременности взя­тия пеленгов. Для их уменьшения необходимо правильно выбирать очерёдность пеленговании и

приводить измерения к одному моменту.

Систематические погрешности (или ошибки в поправке компаса). Устраняются графически – методом разгонки треугольника погрешностей.

Разгонка треугольника погрешностей

Три компасных пеленга на три ориентира можно преобразовать в три горизонтальных угла путём вычитания:

α = (КП2+ΔК) – (КП1+ΔК) = ИП2 – ИП1;

β = (КП3+ΔК) – (КП2+ΔК) = ИП3 – ИП2;

α+β = (КП3+ΔК) –(КП1+ΔК)=ИП3 – ИП1.

Как видно из вышеприведенных выраже­ний, величины углов α, β и α + β не зависят от нали­чия ошибки в поправке компаса, так как при вы­читании она взаимно уничтожа­ется.

Изолинии горизонтальных углов α, β и α+β

(вмещающие окружности) пересекаются в одной точке, которая является обсервован­ным местом судна, в этой же точке пересе­каются линии ис­тинных пеленгов на три ориентира:

Если изменять поправку компаса ΔК на одну и ту же величину, ε, (то есть вводить постоян­ную ошибку), вершины треугольников погрешно­сти будут скользить по вмещающим окружно­стям, так как углы α, β и α+β не изменятся.

Это свойство треугольника погрешностей используется при устранении влияния систе­ма­тической ошибки в принимаемой поправке ком­паса.

Порядок работы.

Исправленные пеленги про­ложить на карте.

Если получается тре­угольник погрешностей, уменьшить или уве­личить все три пеленга на 2 - 3º и снова про­ложить. Получится новый тре­угольник по­грешностей, больше или меньше первого.

Проложить через сходственные вершины тре­угольников прямые в точке пересечения ко­торых получим обсервованное место судна. Здесь дуги окружностей ввиду их ма­лой кривизны заме­нены на прямые, что практически не уменьшает точ­ность обсер­вованного места.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: