Основные права и обязанности государства - категория, отражающая условия, необходимые для жизни государства в рамках международного сообщества. У всех государств они одинаковы независимо от их размеров, экономического и военного могущества и других различий.
Учитывая значение основных прав и обязанностей государств, Генеральная Ассамблея ООН уже в первые годы своего существования поручила Комиссии международного права ООН подготовить проект соответствующей декларации. В 1949 г. Комиссия представила такой проект, который, однако, не был принят. С принятием Декларации о принципах международного права 1970 г. актуальность вопроса уменьшилась, поскольку принципы определили основные права и обязанности государств. Кроме того, в 1974 г. Генеральная Ассамблея приняла Хартию экономических прав и обязанностей государств.
Каждое государство вправе требовать разрешения споров мирными средствами и обязано уважать соответствующее право других государств. Каждое государство имеет право самостоятельно решать свои внутренние дела и обязано не вмешиваться в соответствующие дела других государств. Государство имеет право на сотрудничество с другими государствами на основе демократических принципов, закрепленных Уставом ООН, и несет обязанность сотрудничать. Государство имеет право свободно выбирать свою социально-политическую систему и обязано уважать соответствующее право других государств, а также равноправие и самоопределение народов.
|
|
Заслуживает внимания развитие содержания принципа суверенного равенства. Все государства равны перед международным правом, каждое из них обязано уважать правосубъектность других. Из этого вытекает равное право каждого государства на участие в решении общих проблем, а также вопросов, в которых оно непосредственно заинтересовано. Прежде всего, право на участие относится к наиболее очевидному случаю - к участию в конференциях и договорах, посвященных проблемам, представляющим общий интерес, и утверждающих нормы общего международного права. Например, в Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. говорится: "Настоящая Конвенция открыта для подписания всеми государствами..." (ст. 46).
Более сложно обстоит дело с правом на участие в решении конкретных вопросов. Нередко оно игнорируется. Для утверждения этого права в практике существенное значение имеет уточнение самого понятия непосредственно заинтересованное государство. Речь идет о законной заинтересованности государства, о юридически обеспеченном интересе. Международный Суд ООН не раз подчеркивал значение юридического интереса для участия в решении вопроса и его отличие от интереса политического. Государство может иметь политическую заинтересованность, лишенную юридического основания (например, в предотвращении заключения торгового договора между двумя другими государствами).
|
|
При решении многих проблем существует категория необходимых участников, т.е. таких, без которых решение останется на бумаге. Так, в решении проблем, связанных с ядерным оружием, необходимыми участниками являются ядерные державы. Однако при этом должны учитываться права и интересы и других государств. В Договоре о нераспространении ядерного оружия 1968 г. предусмотрено, что он вступает в силу после его ратификации государствами-депозитариями (ими являются ядерные державы) и 40 другими подписавшими договор государствами.