Международное воздушное право - это самостоятельная отрасль международного права, регулирующая отношения между государствами по поводу использования воздушного пространства и организации международных воздушных сообщений.
В предмет правового регулирования международного воздушного права входят следующие блоки общественных отношений:
1) отношения по поводу организации международной аэронавигации;
2) отношения по поводу деятельности иностранных воздушно-транспортных предприятий;
Отношения по поводу обеспечения безопасности международных полетов воздушных судов государств.
В своем развитии международное воздушное право прошло три периода.
Первый период (до первой, мировой войны) характеризовался формированием теорий воздушного права. В указанный период было выдвинуто две концепции - теория открытого воздуха и теория суверенитета государств над воздушным пространством над своей сухопутной и водной территорией. Однако ни одна теория не стала основной.
Второй период (с начала первой мировой войны до 1944 г.) характеризовался поражением теории «свободы воздуха» и выходом на международно-правовую арену теории суверенитета государств над воздушным пространством. Указанная теория нашла закрепление в Парижском (1919 г.), Мадридском (1926 г.), Гаванском (1928 г.) договорах о воздушной навигации.
Третий период (с 1944 г. по настоящее время) - характеризуется рождением новых разделов воздушного права: права международного воздушного транспорта, регулирование международных воздушных сообщений, права международной воздушной безопасности. Важной вехой в развитии воздушного права стала принятая в 1944 г. в г. Чикаго конвенция о международной гражданской авиации.
Принципами международного воздушного права являются:
Принцип суверенитета государства над воздушным пространством над своей сухопутной территорией.
Принцип «свободы открытого воздуха» над территориями с международным режимом (над открытым морем и Антарктикой).
Принцип безопасности гражданской авиации.
Принцип недискриминации при осуществлении коммерческой деятельности авиакомпаний.
Основными источниками международного воздушного права являются: Парижская (1919 г.), Мадридская (1926 г.), Гаванская (1928 г.) конвенции о воздушной навигации, Чикагская конвенция о международной гражданской авиации (1944 г.); Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности (1952 г.) и др.
Основным источником международного воздушного права являются международные договоры. Первым многосторонним договором, установившим основы данной отрасли международного права, стала Парижская конвенция 1919 г. Она признала полный исключительный суверенитет государства над своим воздушным пространством. В то же время Конвенция установила право "мирного пролета" иностранных воздушных судов в воздушном пространстве других государств. В 1929 г. в Варшаве был подписан другой многосторонний договор — Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международной воздушной перевозки. Этот договор закрепил ряд правил, касающихся ответственности перевозчика за вред, который может быть причинен пассажирам, их правопреемникам, грузовладельцам в связи с воздушной перевозкой.
Важнейшим международным актом в области воздушного права стала подписанная в 1944 г. в Чикаго Конвенция о международной гражданской авиации. Участники Конвенции признали право каждого государства на суверенитет над воздушным пространством над своей территорией. В ней установлены правила полетов над территорией договаривающихся государств, меры содействия аэронавигации; условия, подлежащие соблюдению в отношении воздушных судов, и другие правила. Конвенция не применяется к воздушным судам, находящимся у определенных государственных органов (военных, полицейских, таможенных). Все остальные воздушные суда отнесены к гражданским, хотя могут являться государственной собственностью.
Во второй части Конвенции содержатся положения об учреждении Международной организации гражданской авиации (ИКАО), целями которой являются разработка принципов и методов международных аэронавигаций, содействие развитию международного воздушного транспорта с тем, чтобы обеспечить упорядоченное развитие международной гражданской авиации, поощрять развитие воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств, избегать дискриминации в отношении участников Конвенции, способствовать безопасности полетов и т. п. Участники Конвенции внесли в ее содержание ряд изменений и поправок. Так, в 1984 г. в Конвенцию было внесено положение, согласно которому стороны признают, что каждая из них должна воздерживаться от того, чтобы прибегать к применению оружия против гражданских судов в полете, и что в случае перехвата не должна ставиться под угрозу жизнь находящихся на борту лиц и безопасность воздушного судна.
Широкое распространение получили двусторонние договоры о воздушном сообщении, которые конкретизируют общие правила Чикагской и других конвенций применительно к условиям сотрудничества договаривающихся государств. Российская Федерация продолжила подписание таких соглашений (например, в 1993 г. с Новой Зеландией), однако прежде всего с новыми государствами, образовавшимися на территории СССР (так, в 1993—1994 гг. были подписаны соглашения с Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Узбекистан и др.).
Наряду с международными договорами источником международного воздушного права являются международно-правовые обычаи. Так, для государств, не участвовавших в Парижской конвенции 1919 г. и Чикагской конвенции 1944 г., закрепленный в них принцип суверенитета государства над воздушным пространством над своей территорией, как над сухопутной, так и над водной, остается обычно-правовой нормой. К другим обычным нормам можно отнести положения о том, что за пределами территории государства сохраняется его юрисдикция в отношении того воздушного судна, которое занесено в реестр данного государства, или о том, что в случае бедствия воздушное судно вправе осуществить несанкционированный влет в пределы воздушного пространства иностранного государства с целью совершения аварийной посадки.