Понятие международного воздушного права

Международное воздушное право является одной из отрас­лей современного международного права.

Вследствие того, что возможность контролировать государственные границы от умыш­ленного или неосторожного пересечения их в воздушном про­странстве является существенно меньшей, чем на земле, меж­дународный характер использования воздушного пространства стал очевиден с момента осуществления первых полетов.

Определение международного воздушного права менялось вместе с развитием представлений о деятельности, осуществляемой в воздушном пространстве. Изначально внимание уде­лялось преимущественно вопросу управления воздушным движением, поэтому воздушное право носило названия «авиаци­онное» или «аэронавтическое» право.

Итальянский автор М. Амброзини определял в 1933 г. аэронавтическое право как «отрасль права, которая изучает отношения, возникающие в связи с аэронавигацией и определяющие их правовое регули­рование».

Француз М. Лемуан отмечал, что воздушное право «определяет и изучает законы и нормы права, регулирующие движение воздушных судов и отношения, порождаемые в связи с этим».

Предметом международного воздушного права являются правоотношения, возникающие в связи с использованием воз­душного пространства.

Сферы действия международного воз­душного права и международного космического права четко не разграничены. Высотный предел воздушного пространства ме­нялся с развитием технических возможностей авиации. Он определялся, например, как «предел власти орудий», «предел сил земного притяжения» и др. В Перу в 1921-1927гг.дей­ствовал закон, который определял верхнюю границу суверен­ного воздушного пространства на высоте 3000 км от поверхности Земли. В настоящее время сложилась обычно-правовая норма, согласно которой нижний предел космического пространства условно находится на высоте 100-110 км над уровнем моря, где расположены самые низкие искусственные спутники Земли. Только до этой высоты возможны полеты искусственных объектов с использованием аэродинамических свойств.
Выше данного предела атмосфера становится все более разреженной, атомы обретают способность преодолевать земное притяжение и уходят в космическое пространство.

Воздушное пространство в определенных нами рамках также является неоднородным. Различают суверенное и международное воздушное пространство. Первое располагается над сухопутной и морской территорией государств. Второе находит­ся вне государственных границ. Разграничение проходит по плоскости, состоящей из линий, проведенных из центра Земли через каждую точку государственной границы или границы территориальных вод (на море). Необходимо принимать во внимание, что нормы международного воздушного права в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации 1944 г. (далее - Чикагская;

конвенция) распространяются только на гражданские воздушные суда (ст. 3(а)). Государственные воздушные суда (суда, используемые государственными органами на военной, таможенной, полицейской службах или для иных целей) являются частью государственной территории. На них всегда распространяется только юрисдикция государства регистрации. Тем не менее, государственные воздушные суда обязаны руководствоваться принципами международного права и воздерживаться от любой деятельности, которая может нанести ущерб интересам третьих стран. Нормы международного воздушного права не распространяются и на космические аппараты при их пролете через воздушное пространство суверенных государств.

В силу специфики воздушного пространства ряд вопросов, связанных с его эксплуатацией, регулируется не воздушным, а иными отраслями международного права. Пространство, рас­положенное выше уровня 100-110 км над уровнем моря, не
подлежит национальному присвоению и является космическим
пространством.
Вопросы охраны атмосферы регулируются преимущественно нормами международного экологического права. Приложение 16 к Чикагской конвенции содержит только
технические стандарты в отношении уровня шума и эмиссии
двигателей. Свобода полетов в воздушном пространстве над открытым морем, свобода транзитного пролета над международными про­ливами и свобода архипелажного пролета базируются на нор­мах международного морского права. Борьба с незаконными актами вмешательства в деятельность гражданской авиации возможна только при использовании норм международного уголовного права и права международной безопасности.

Спецификой международного воздушного права является
его тесная связь с международным частным правом вслед­ствие того, что значительная доля деятельности гражданской
авиации носит коммерческий характер, а также с национальным
правом государств, регулирующим правила полетов и управле­ние воздушным движением в суверенном воздушном пространстве. Таким образом, международное воздушное право — отрасль международного права, представляющая собой со­вокупность принципов и норм, определяющих правовое по­ложение воздушного пространства, регулирующих отно­шения субъектов международного права в сфере использо­вания воздушного пространства, управления воздушным движением и обеспечения безопасности полетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: