Теоретические основы и цели психологической помощи, роль психолога, требования и ожидания от клиента, психотехники в реальностной терапии У. Глассера

Созданная в 1960 е годы У. Глассером (р. в 1926 г.) реальностная терапия изначально предназначалась для психокоррекционной работы с молодыми правонарушителями — точнее, нарушительницами. Ч еловексубъект собственной жизни, субъект мира, который он создает для самого себя.

Отсюда первое положение У. Глассера: личность сама выбирает свою позициюжертвы или деятеля.

Второе положение — личность сама выбирает желаемый мир и желаемое поведение, осуществляя постоянный контроль над ними.

Третье положение: отрицание медицинской модели психотерапии и, естественно, терминологии.

Четвертое положение гласит: успешность персонализации и позитивная личностная направленность — условие личностного здоровья. Не играть роль отца или матери в работе с подростками.

Цели психологической помощи. Главное — помочь клиенту стать рассудительным и эмоционально устойчивым. Частные цели — достижение личностной независимости, повышение уровня самосознавания и разработка

плана личностного совершенствования.

Позиция психолога. Определяется как близкая к учителю; требуются также вполне определенные профессиональные качества: сензитивность, эмпатичность, способность быть требовательным и служить моделью поведения.

Позиция клиента. Реальностная терапия исходит из того, что начальное поведение клиента — неадекватно, нереалистично и безответственно. Но именно поведение становится предметом внимания, анализа и коррекции.

При этом как бы реализуется допущение, что в действительности клиент желает добиться удовлетворения основных потребностей, но использует неадекватные способы. Важным моментом поэтому выступает обеспечение

принятия клиентом ответственности за свое поведение (“Что ты делаешь, чтобы вызвать у себя волнение?”). Ожидается также, что клиент возьмет на себя определенные обязательства в совместной работе с психологом.

Психотехника в реальностном консультировании и терапии. Непользуясь психотехникой в привычном смысле этого слова (интерпретация, инсайт, паузы, анализ сопротивления и т.п.), представители реальностной терапии основной инструмент практической работы нашли (вслед за У. Глассером) в последовательной реализации семи этапов (шагов) совместной с клиентом работы, которые в совокупности обеспечивают достижение психопедагогических целей.

1. Установить отношения с клиентом. Это означает — подружиться,

принять, уметь выслушать и проявить искреннюю заботу.

2. Забыть о прошлом и основное внимание уделить текущему пове

дению.

3. Поощрять клиента к оцениванию его поведения. Важный момент

здесь — помочь выяснить, помогает или мешает клиенту то, что

он делает.

4. Помочь в поиске альтернативных способов действий и выработке

плана. План должен быть прост и ясен, конкретен (что, когда,

где, как).

5. Взять обязательство о выполнении плана. (Конечно, план должен

быть реалистичен, т.е. выполним).

6. Отказ в принятии извинений.

7. Быть жестким, но избегать применения наказаний. И, главное, ни

в коем случае не отказываться от клиента, от работы с ним.

Предполагается, что эти семь этапов являются способом реализации основных целей психотерапии: развитияответственности, самоконтроля и позитивного поведения.

В литературе указывается, что она применяется в работе с заключенными. Однако в последнее

время концепция реальностной терапии находит все более широкое применение в первую очередь там, где требуется краткосрочное психологическое вмешательство. При этом сфера приложения реальностной терапии

весьма широка: от суицидологических центров и военных госпиталей до школ, семейного консультирования, подготовки менеджеров и различных центров психологической помощи.

27 Теоретические основы и цели психологической помощи, роль психолога, требования и ожидания от клиента, психотехники в рамках экзистенциальной психотерапии.

Пожалуй, наиболее емкое определение отличительного признака в представлениях о человеке в экзистенциализме принадлежит Ж. П. Сартру (1905—1980): «Человек изначально свободен, свободен от любых

внешних детерминаций. Человек способен “детерминировать” себя сам, своим свободным действием, и, следовательно, он ответственен». Что же тогда “определяет” человеческое бытие? Смысл. Можно сказать, что экзистенциализм внес новые изменения в бытие человека как личности: свобода и ответственность; поиски смысла, бессмысленность жизни. Основные понятия, положения и представители экзистенциальной

психотерапии. Диалог (встреча), опыт, переживание, аутентичность (подлинность), самоактуализация, ценность, бытие (в мире), жизненный (феноменологический) мир, событие (жизненная ситуация). Диалог (встреча) — при которой другой воспринимается и трактуется не как объект, а

как самость. Опыт — структура, характеризующая единственность, уникальность и необратимость человеческого бытия. Переживание — это изменчивый поток чувствований. Аутентичность (подлинность) —“парение в ситуации и в мысли”. Самоактуализация. Полнейшее раскрытие человеческих возможностей в индивидуальной жизни. Ценность — это “целостность жизни, которая придает ей направление”. Бытие (быть в мире). Жизненный мир — это то, что имеет бытийность, значимость для сознания. Событие — спо соб организации “значимых переживаний”, событийности как приема психотерапевтической работы, в частности, в групповой психотерапии. Цели психологической помощи. Основная цель экзистенциальной психотерапии и консультирования — помочь клиенту обрести смысл своей собственной жизни. Роль психолога консультанта. Психолог консультант и психотерапевт уделяют текущему, сиюминутному моменту жизни клиента и его “сейчасным” переживаниям. Позиция клиента. В клиентах поощряется открытость, спонтанная активность и сосредоточенность на основных проблемах жизни (рождение, любовь, тревога, судьба, вина, смерть, ответственность). Психотехника в экзистенциальной парадигме. Представители европейской и американской экзистенциальной психологии отвергают значимость каких либо психотехник в консультативной работе и психотерапии. 1. Упор на развитие самосознания. 2. Культивирование свободы и ответственности. 3. Помощь в открытии или созидании смысла. 4. Уникальность и идентичность. Переживание своей идентичности, своего “Я” как уникального, неповторимого жизненного мира — основной ориентир данной психотерапевтической предпосылки. 5. Работа с тревогой. а) каким способом клиент пытается совладать с тревогой? б) какую функцию выполняет тревога — роста личности или ограничения личностного бытия? в) склонен ли клиент принять свою тревогу или стремится пода

вить ее? 6. Отношения со временем (с будущим, с прошлым). “Как вы представляете себе нашу встречу через 10 лет?” Взаимоотношения между психологом и клиентом. Их неповторимый личностный оттенок, личностный смысл, нюансировка, вся гамма переживаний в связи с общением с человеком как со значимым другим — источник могучих воздействий и личностных изменений. Уважение, доверие и вера к клиента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: