Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя восприятие и понимание другого человека, обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия.
В процессе общения происходит влияние одного человека на другого, реализуется потребность в другом человеке, посредством общения люди организуют различные виды совместной практической и теоретической деятельности, формируются и реализуются межличностные взаимоотношения, усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения, формируются духовные потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается характер.
В одно и то же время общение может выступать как процесс взаимодействия, информационный процесс, отношение людей друг к другу, процесс их взаимного влияния друг на друга, процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.
Функции общения (по Б.Ф.Ломову)
1. Информационно-коммуникативная - процесс приёма – передачи информации.
2. Регуляционно-коммуникативная - взаимная корректировка действий при осуществлении совместной деятельности
3. Аффективно-коммуникативная - взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний; изменение своих эмоциональных состояний.
С одной стороны, общение и деятельность взаимосвязаны: общение является условием совместной деятельности, с другой – общение само выступает как деятельность.
Предмет общения – это другой человек, партнёр по общению как субъект.
Потребность в общении – это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию, к самооценке.
Коммуникативные мотивы – это то, ради чего предпринимается общение.
Действия общения - инициативные и ответные.
Задачи общения - это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения.
Продукт общения – это образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.
Структура общения – это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения. При этом структурная характеристика общения может быть дана и применительно к основным элементам, и относительно внутренней структуры каждого из них.
Основные компоненты общения:
- субъекты;
- средства;
- потребности, мотивация и цели;
- способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения;
- результаты.
Возможен и другой, обобщенный, подход к структуре общения – это различные стороны процесса общения в целом. По Г.М. Андреевой в ыделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны. Правомерно было бы отметить и такие явления, как понимание, сопереживание, эмоциональное отношение партнеров друг к другу.
Характеризовать структуру общения мы будем путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми.
Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг другими партнерами по общению и установлению на этой почве взаимопонимания.
Структура общения (по Г.М. Андреевой)