Эмоционально-волевая готовность

Основные критерии эмоциональной готовности детей к школе

P Радостное ожидание начала обучения в школе.

P Достаточно тонкое развитие высших чувств.

P Сформированные эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать, сопереживать).

P Уменьшение импульсивных реакций на возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Основные критерии волевой готовности к школе

  1. Сформированность волевого действия.

К 6 годам оформляются основные элементы волевого действия: ребёнок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определённое усилие в случае преодоления препятствия. Оценить результат своих действий. Но все эти компоненты волевого действия недостаточно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознанны; удерживание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения, интересом ребёнка к нему.

Неудача в достижении цели может лишить ребёнка стимула; если же ему сопутствует успех, то он стремится довести работу до конца, преодолевая возникающие трудности. Успех закрепляет в нём мотивацию достижения. Условием психологической готовности к школе, связанным с волевым поведением, является и освоение ребёнком функции планирования собственной деятельности. в старшем дошкольном возрасте он умеет выделять уже этапы предстоящей деятельности, выстраивать их в систему (что сначала, что потом), удерживать конечную цель при выполнении промежуточных этапов и т.д. здесь огромная роль принадлежит речи, подчинению ребёнка сначала словесным инструкциям взрослого, а позже – собственным словесным требованиям.

2. Развитие возможности управлять своим поведением (произвольность поведения) является одним из существенных моментов. В целом старшие дошкольники уже могут подчинять своё поведение наиболее значимому (часто – социально одобряемому) мотиву. Но если деятельность сложна и длительна, ребёнок помнит о цели только в присутствии организующего его поведения взрослого. Произвольность в поведении ребёнка проявляется и в преднамеренном заучивании стихотворения, в способности преодолевать непосредственное желание, отказаться от привлекательного занятия, игры ради выполнения поручения взрослого, общественного поручения.

3. Элементом волевой готовности является соподчинение мотивов. При поддержке взрослого ребёнок легче следует более значимому мотиву, хотя регуляция поведения дошкольников – отступить, избежать, а не преодолевать.

4. Умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщённо определяющему способ действия.

  1. Ориентироваться на заданную систему требований.

6. Внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.

7. Самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

8. Обретение произвольности в общении.

9. Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём.

10. Положительное отношение к целям деятельности, принятие их.

11. Стремление к достижению результата своей деятельности.

12. Развитие соответствующих волевых качеств (дисциплинированность, организованность, инициативность, решительность, настойчивость, самостоятельность).

Развитость волевых качеств поможет шестилеткам управлять своим поведением и в большой степени зависит от степени их восприимчивости к требованиям взрослого, от сформированности отношения к нему как носителю социальных норм поведения. Среди факторов, обусловливающих развитие этого рода восприимчивости, важное место занимает характер взаимоотношений ребёнка и взрослого, овладение детьми содержанием требований взрослого посредством «словесных инструкций, знаковых средств» (Л.С. Выготский).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: