Психолого-педагогическая классификация нарушений речи. Соотношение клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций

Нарушения речи – отклонения в реи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой системе и обусловленное нарушением психофизиологических механизмов речевой деятельности.

К нарушениям речи не относятся:

- диалектизмы;

- возрастные особенности (устной и письменной)

- речевые трудности человека, находящегося в экстремальном стрессовом состоянии.

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений создана для нужд организации логопедической помощи в учреждениях.

Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – это нарушение процесса формирования звукопроизносительной системы языка у детей с различными речевыми расстройствами (дизартрия, дислалия, ринолалия)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными дефектами речи следствии нарушения восприятия и произношения фонем (дизартрия, ринолалия, дислалия)

Общее недоразвитие речи (ОНР) –различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящиеся к звуковой и смысловой ее сторонами (алалия, детская афазия, дизартрия, ринолалия)

При ОНР выделяют 4 уровня недоразвития речи (I-III Левина)

I – отсутствие лепетной речи

II- недоразвитие грамматики, бытовой лексики

III – недоразвитие звуковой и смысловой речи

IV (в 90-е годы Т.Б. Феличевой) – есть незначительное недоразвитие во всех компонентах речи

Обе классификации не противоречат, а дополняют друг друга.

Логопедическое заключение ставится по двум классификациям. Заключение по клинико-педагогической классификации должно быть утверждено медиком.

Пример: ОНР2моторная алалия



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: