Нарушения речи – отклонения в реи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой системе и обусловленное нарушением психофизиологических механизмов речевой деятельности.
К нарушениям речи не относятся:
- диалектизмы;
- возрастные особенности (устной и письменной)
- речевые трудности человека, находящегося в экстремальном стрессовом состоянии.
Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений создана для нужд организации логопедической помощи в учреждениях.
Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – это нарушение процесса формирования звукопроизносительной системы языка у детей с различными речевыми расстройствами (дизартрия, дислалия, ринолалия)
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными дефектами речи следствии нарушения восприятия и произношения фонем (дизартрия, ринолалия, дислалия)
Общее недоразвитие речи (ОНР) –различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящиеся к звуковой и смысловой ее сторонами (алалия, детская афазия, дизартрия, ринолалия)
|
|
При ОНР выделяют 4 уровня недоразвития речи (I-III Левина)
I – отсутствие лепетной речи
II- недоразвитие грамматики, бытовой лексики
III – недоразвитие звуковой и смысловой речи
IV (в 90-е годы Т.Б. Феличевой) – есть незначительное недоразвитие во всех компонентах речи
Обе классификации не противоречат, а дополняют друг друга.
Логопедическое заключение ставится по двум классификациям. Заключение по клинико-педагогической классификации должно быть утверждено медиком.
Пример: ОНР2моторная алалия