Клиническая характеристика нарушений звукопроизношения по

Этиология

Основными причинами нарушений звукопроизношения у детей с нормальным интеллектом и без выраженных отклонений в поведении являются следующие:

1) нарушение слуха и слуховой дифференциации звуков речи;

2) нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата;

3) нарушение его нормального функционирования (недостаточная подвижность артикуляторных органов);

4) неправильная речь окружающих ребёнка людей или недостаточное с их стороны внимание к его речи.

Рассмотрим каждую из этих причин в отдельности .(Презентации 1,2)

причинам возникновения: функциональная и органическая дислалия.

Неправильное звукопроизношение является одним из самых частых проявлений речевой патологии; дефекты звукопроизношения встречаются почти при любом нарушении речи, они оказываются наиболее элементарными проявлениями всего речевого нарушения и потому наиболее легко уловимыми. Резкое несоответствие особенностей произношения его возрастным нормам и стабильность неправильных форм произношения характерны для случаев патологии. В настоящее время возникновение неправильного звукопроизношения может объясняться на основе как моторных, так и сенсорных нарушений, центрального или периферического характера.

В основе дислалии могут лежать или функциональные (обратимые) нейродинамические сдвиги в центральных отделах речевых анализаторов (речедвигательного и речеслухового) или дефекты анатомического строения артикуляторного аппарата. В зависимости от этого внутри дислалии выделяют две основные формы – органическую и функциональную, не связанную с таким повреждением. И, наконец, внутри функциональной дислалии в свою очередь также выделяют две формы – моторную и сенсорную. Выделение этих последних двух форм проведено с учётом преобладания отмеченных функциональных сдвигов в центральном отделе речедвигательного или речеслухового анализатора. Такое разделение дислалии направляет внимание на механизм, коррекция которого должна быть осуществлена.

К функциональным дислалиям принято относить все случаи неправильного звукопроизношения когда не имеется органической основы. Зависящие от неправильного речевого воспитания, от неправильной или иноязычной речи окружающих, а также случаи, связанные с повышенной возбудимостью или некоторой ослабленностью ребенка, что мешает образованию тонких дифференцировок в речи как моторного, так и сенсорного характера.

Наиболее легкие (так называемые стертые) и поэтому нераспознанные случаи дизартрии, алалий, афазий и даже тугоухости также часто ошибочно относят к дислалии. Последнее объясняется тем, что установить принципиальную разницу между органическими и функциональными явлениями очень трудно, так как органические изменения тканей могут быть настолько незначительными, что, с одной стороны, они проявляются лишь функционально, а с другой – далеко не всегда могут быть выявлены при существующей в настоящее время методике обследования. Таким образом, нарушения, длительно рассматривавшиеся как чисто функциональные, нередко при более тщательном изучении оказываются органическими. Кроме того, в такой сложной системе, как речь, органические изменения в одном звене обычно вызывают функциональные изменения в других частях системы.

Органическая дислалия (артикуляторно-фонетическая дислалия по терминологии Б.М.Гриншпуна). Чаще всего бывает связана, с аномальным развитием артикуляторного аппарата. Она возникает преимущественно во внутриутробном периоде, как правило, в первые три месяца беременности, когда происходит закладка лицевой части скелета. Особенно это касается нёбных расщелин. Однако аномалии развития артикуляторных органов могут носить и приобретенный характер, являясь результатом травм, ожогов, ранений. Прежде всего, это отклонения от нормы в строении челюстей и зубов. Наиболее распространённым дефектом в строении челюстей является неправильный прикус (Презентация). Нарушения звукопроизношения при органической дислалии имеют некоторые особенности: чаще страдают целые группы звуков, имеющие общие моменты в артикуляции. Например, межзубное произношение сразу всех переднеязычных звуков. Нарушения звукопроизношения проявляются в отсутствии и искаженном произнесении звуков. Фонематическое восприятие и дифференциация звуков первично не нарушены. Дефекты звукопроизношения выражаются главным образом в искаженном произношении звуков, а не в заменах их другими. Звукопроизносительные дефекты обусловлены нарушением строения периферического отдела речевого аппарата (аномалиями в строении прикуса, зубов, губ, языка, неба (за исключением расщелин).

При функциональной дислалии в отличие от органической, не наблюдается заметных отклонений от нормы в строении артикуляторного аппарата. В её основе чаще всего лежат функциональные нарушения в работе коры больших полушарий головного мозга. Такие нарушения могут быть вызваны общей физической ослабленностью детей и другими причинами.

Функциональная моторная дислалия (артикуляторно-фонематическая дислалия по терминологии Б.М.Гриншпуна). Нарушения звукопроизношения проявляются в заменах звуков по артикуляторному сходству и в искаженном произнесении звуков. При этом искаженный вариант произнесения по своей акустической характеристике максимально близок к нормативному звучанию, поскольку фонематическое восприятие и дифференциация звуков первично не нарушены. Звукопроизносительные дефекты обусловлены недостаточно четкими дифференцированными движениями артикуляторных органов, т. е. неточностью речедвигательных дифференцировок. Причиной моторной функциональной дислалии являются функциональные нарушения в центральном отделе речедвигательного анализатора. Это обусловливает некоторую неловкость и недифференцированностью движений губ и языка ребёнка, что в свою очередь приводит к неточности в артикулировании звуков и приблизительности их звучания. Однако полных замен одного звука речи другим при этом обычно не наблюдается.

Функциональная сенсорная дислалия (акустико-фонематическая дислалия по терминологии Б.М.Гриншпуна). Обусловлена функциональными нарушениями в центральном отделе речеслухового анализатора, что приводит к затруднениям в слуховой дифференциации акустически и артикуляторно близких звуков (звонких-глухих, мягких-твёрдых и др.). Нарушения звукопроизношения проявляются в заменах и смешениях звуков по акустическому сходству. В этих условиях ребёнок соглашается на полную замену одного звука речи другим и говорит, например, САПКА вместо ШАПКА или ЛЫБАК вместо РЫБАК. Звукопроизносительные дефекты обусловлены первичным нарушением формирования фонематического восприятия и дифференциации звуков, приводящим к неточности речеслуховых дифференцировок. Эта форма нарушений звукопроизношения, носящая фонематический характер, в дальнейшем обычно сопровождается и однотипными буквенными заменами на письме.

При одновременном наличии у ребёнка как моторной, так и сенсорной недостаточности могут наблюдаться случаи смешанной, то есть сенсомоторной дислалии. Логопедическая характеристика: Нарушения звукопроизношения проявляются одновременно в расстройствах звукопроизношения, характеризующих как функциональную моторную, так и функциональную сенсорную дислалии. Они обусловлены недостаточностью и речедвигательных, и речеслуховых дифференцировок.

Принято разграничиватъ чисто фонетические («косметические») дефекты и фонематические нарушения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: