Дифлексия (отклонение)

Дифлексия (deflection) - это неосознаваемый механизм ухода, направленный на прекращение контакта и усиление изоляции человека как от других, так и от его собственного опыта. Этот процесс был выявлен И.Польстером и М.Польстер (1997). Он проявляется во многих.поступках, включая принудительное и аддитивное поведение.

Развивающий процесс. В процессе развития человека дифлексия может быть обнаружена на четвертой стадии (трудолюбие – неполноценность). Ребенок начинает учиться строить кооперирующие отношения с окружением в момент выполнения школьных дел. Такая кооперация может рассматриваться как непрямолинейная и вежливая.

Определение. Дифлексия - это процесс ухода от прямого контакта с собой, т.е. от своих собственных глубоких переживаний, и/или от контактов с окружением. Это часто бывает результатом недоверия, отсутствия безопасности и страха боли, пережитыми в прошлом.

"Здоровое использование "

Здоровое функционирование можно увидеть в языке политиков и дипломатов. Как ответ на угрозу, реальную или мнимую, дифлексия может быть стратегией избегания выбора. Например, переживание сильного страха может сопровождаться разговорами на отвлеченную тему и смехом.

"Нездоровое использование". Нездоровое функционирование можно увидеть в пагубных пристрастиях (и в статике, и в процессе) и в другом принудительных поведениях. Другими словами, действия, которые мешают значимому контакту, человека с собой или с окружением, и составляют процесс отклонения.

Проявления

1.Отсутствие контакта глаз. Замечание: некоторые расовые/этнические группы лимитируют контакт глаз как проявление уважения и/или почтения. Применительно к этой группе этот признак может не свидетельствовать о дифлексии.

2.Поворот тела от контакта с человеком.

3.Постоянные движения, топтание на месте или "non-stop".

4.Стремление не выделяться.

5.Многословность, отсутствие односложного ответа, уход от темы разговора.

Вмешательство. Стратегическая цель – усиление контакта, либо внутренне – с собой, либо внешне – с окружением. Клиента поощряют дышать глубже и фокусироваться на себе; его учат центрироваться на себе, чувствовать опору и уверенность; его просят установить визуальный и вербальный контакт в прямой манере с другим человеком и прерывают процесс отклонения директивным вмешательством типа: “Прекрати разговаривать, дыши глубоко и чувствуй!” Может возникнуть необходимость снова перефокусировать клиента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: