Задание 8.2.15

Фирма-ценовой лидер, оценив спрос на свою продукцию, установила, что функция ее предельного дохода имеет вид: MRL =9- qL. Если функция предельных выражена следующим образом: MCL =1+ qL, а кривая предложения остальных фирм от­расли: qn =2+2 Р, то каким будет общее отраслевое предложение (Q = qL + qn)?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  8.3 Самостоятельная работа

Изучите самостоятельно следующие вопросы, представьте результаты письменно!

1. Ценовая дискриминация (1-ой, 2-ой и 3-ей степени)

______________________________________________________ графики

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

2. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий

______________________________________________________ графики

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

3. Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий (цели, средства, показатели)

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  Тема 9. Рынки факторов производства 9.1 Краткое содержание лекции 9.1.1Особенности рынков факторов производства

Отличительные черты рынков факторов производства:

1. В роли покупателей (субъектов спроса) выступают фирмы, а продавцами (субъектами предложения) являются домашние хозяйства.

2. Спрос и предложение на рынках факторов производства формируются под влиянием рынков потребительских товаров и услуг. Поэтому спрос на ресурсы выступает как производный спрос. Он расширяется или сокращается в зависимости от того, растет или падает спрос на готовую продукцию, производимую с помощью данных ресурсов. Предложение ресурсов зависит в конечном счете от предложения потребительских благ.

3. Спрос на факторы производства является взаимозависимым. Факторы производства не могут использоваться по отдельности и не могут функционировать изолировано друг от друга.

Фирма, предъявляя спрос на факторы, сталкивается с необходимостью решения следующих задач:

- оптимальное сочетание факторов производства;

- минимизация издержек при каждом заданном объеме производства;

- определение объема производства, максимизирующего величину прибыли.

Для анализа рынков факторов производства используются понятия и правила:

Предельный продукт фактора в денежном выражении(предельная доходность – MRPX) – произведение предельного физического продукта и предельного дохода, полученного от продажи одной дополнительной единицы продукции: MRPX = MPX×MR= Δ ТRХ = ТR ’(Х) где MPХ – предельный продукт переменного фактора; MR – предельный доход
Предельные издержки на переменный фактор (MRСХ) – затраты фирмы на приобретение каждой дополнительной единицы фактора MRСX = MPX×MС= Δ ТСXХ = ТCX ’(Х)

Так как в условиях совершенной конкуренции Р и MR совпадают, то:

где VMPX – ценность (стоимость) предельного продукта переменного фактора.

Правило минимизации издержек Равенство предельных продуктов всех используемых ресурсов, приходящихся на одну денежную единицу: где MPL – предельный продукт труда; MPK – предельный продукт капитала; w – цена услуг труда (ставка заработной платы); r – цена услуг капитала (процент).
Правило максимизации прибыли для фирмы, предъявляющей спрос на один переменный фактор Фирма, максимизирующая прибыль, должна использовать такое количество переменного фактора, при котором его предельный продукт в денежной форме будет равен его предельным издержкам: MRPL=MRCL, MRPK=MRCK На совершенно конкурентном рынке фирма может приобретать любое количество ресурсов по одинаковой цене, то есть предельные издержки на приобретение ресурсов будут совпадать их це­нам: MRCL=w, MRCK=r Условие максимизации прибыли на совершенно конкурентном рынке факторов производства: MRPL=w и MRPK=r
  9.1.2 Рынок труда

Особенности рын­ка труда:

1) большая продолжительность взаимоотношений продавца и покупателя. Если на рынке большинства потребительских товаров контакт продавца и покупа­теля мимолетен и заканчивается передачей прав собственности на объект торговли, то на рынке труда взаимоотношения продавца и покупателя длят­ся такое количество времени, на которое заключается договор найма работ­ника.

2) важную роль на рынке труда играют неденеж­ные факторы – сложность и престижность работы, условия труда, его бе­зопасность для здоровья, гарантии занятости и профессионального роста, моральный климат в коллективе и др.;

3) значительное воздействие на рынок труда оказывают различные институциональные структуры – профессиональные со­юзы, трудовое законодательство, государственная политика занятости, союзы предпринимателей и другие.

Под заработной платой в широком смысле слова понимается доход от фактора производства «труд». В узком смысле слова заработная плата рассматривается как ставка заработной платы (w), т.е. цена, выплачиваемая за использование единицы труда.

Номиналь­ная заработная плата(wn) – это сумма денег, которую получает работ­ник наемного труда за свой дневной, недельный, месячный труд
Реальная заработная плата(wR) – это масса экономических благ, которые можно приобрести за полученные деньги (номинальную заработную плату): .

Кривая спроса фирмы труд пока­зывает, как изменяется количество услуг труда, покупаемое дан­ной фирмой, в зависимости от изменения ставки заработной платы за определенный период времени, при неизменности про­чих факторов влияющих на спрос.

На конкурентном товарном рынке фирма продает весь свой выпуск продукции по рыночной цене Р.

MRPL=VMPL=MPL x P,

Кривая MRPL (VMPL) является кривой спроса фирмы на труд. Форма кривой спроса определяется законом убывающей предельной производительности. Поэтому кривая пре­дельного дохода от предельного продукта труда (MRPL) имеет, отрицательный наклон, хотя цена продукции постоянна.

Когда фирма обладает монопольной властью, она может снизить цену на готовую продукцию, чтобы увеличить объем реализации. В итоге предельный доход все­гда меньше, чем цена (MR<Р), и снижается по мере увеличения выпуска продук­ции. Следует учесть, что объем выпуска фирмы (Q) и цена продукции (P) изменяются, если изменяется цены труда (w). Пусть в совершенно конкурентной отрасли n типичных фирм производят стандартный товар и продают его по цене Р0(1), тогда MRPL0(1) – кривая спроса на труд типичной фирмы в отрасли (рис. 9.2а), DL0(1) – отраслевая кривая спроса на труд (рис. 9.2б). Рисунок 9.1 – Кривая спроса на труд

Рыночная кривая спросана труд формируется путем суммирования отраслевых кривых спроса на труд аналогично суммирова­нию кривых индивидуального спроса благо для определения кривой рыночного спроса на него (рис. 9.2).

Предложение труда формируется под влиянием ряда факторов: 1) численность населе­ния и его половозрастной состав; 2) налоговая политика государ­ства; 3) степень мобильности ра­бочей силы; 4) продолжительность общеобразователь­ной подготовки и доступность разных уровней профессионального образования; Рисунок 9.2

5) установленный ценз пенсионного возраста и назначаемый уровень пенсий;

6) «труд» является для владельца ресурса средством, с помощью которого работник может удовлетворить свои потребительские нужды;

7) социальный статус и семейное положение владельца рабочей силы

Предложение труда может быть индивидуальным, отрасле­вым, рыночным.

1) Кривая индивидуального предложения труда имеет не только положительный на­клон, но в некоторый момент может загибаться в обратном направлении (рис. 9.3).

- заработная плата – единственный доход работника; - работник осуществляет выбор между доходом (I) от трудовой деятельности и досугом (H) в течение ограниченного периода време­ни – 24 ч; - рыночная ставка заработной платы (w). Тогда w x (24- H) = I, где (24- H) часы труда. Изменение ставки заработной платы влияет на объём предложе­ния труда работником (LS), которое можно разложить на эффект за­мещения (ЭЗ) и эффект дохода (ЭД). Рисунок 9.3

При повышении ставки заработной платы досуг становится отно­сительно более дорогим благом, работник замещает досуг тру­дом,следовательно, ЭЗ – отрицательный. Ставка заработной платы и объем предложения труда изменяются в одном направлении (положительный наклон кривой индивидуального предложения труда).

Повышение ставки заработной платы увеличивает часы досуга, следовательно, ЭД – положительный. Поскольку ставка заработной платы и объем предложения труда изменяются в разных направлениях, то при действии только ЭД кривая индивидуального предложения труда имела бы отрицательный наклон.

При относительно низких уровнях ставки заработной пла­ты ЭЗ>ЭД – участок ab.

По мере того как работники становятся богаче, они склоняются к трате своих высоких доходов на развлечения, поэтому ЭД>ЭЗ, что выражается в сокра­щении часов рабочего времени при росте цены труда (участок cd).

Возможно, что ЭЗ=ЭД, тогда при повышении ставки заработной платы объем предло­жения труда работника не изменится (вертикаль­ный участок bc на рисунке 9.3).

Таким образом, кривая индивидуального предложения труда является загибающейся в обратном направлении.

2) Отраслевое предложение труда по данной профессии опре­деляется суммой предложений труда каждого работни­ка при всех возможных ставках заработной платы.

Экономическая практика сви­детельствует, что чем выше ставка заработной платы в данной отрас­ли по сравнению с другими отрасля­ми, тем больше предложение труда в ней, и наоборот. То есть кривые от­раслевого предложения труда имеют положительный наклон (рис. 9.4). Для того чтобы нанять большее число работников определенной квалификации, отрас­ли придется платить рабочим больше, чем обычно, то есть повы­шать ставки заработной платы. Рисунок 9.4 – Кривая отраслевого предложения труда

Размер дополнительной суммы должен быть таков, чтобы работники других предприятий из других отраслей сочли более выгодным оставить свои рабочие места на прежних предприятиях и перейти в данную отрасль.

3) Рыночное предложение труда по данной профессии получается сложе­нием отраслевых предложений труда при всех возможных ставках зара­ботной платы, и также имеет положительный наклон.

4) Кривая предложения труда в экономике в целом имеет тенденцию к росту, то есть общий рост реальной заработной платы приводит к увеличению объема предложе­ния труда. Но если реальная заработная плата будет продол­жать расти и дальше, то, в конечном счете кривая предложения услуг труда в экономике в целом может выглядеть аналогично кривой индивидуального предложения труда, то есть загибаться в обратном направлении.

Таким образом, не исключено что кривая рыночного предложения труда изгибается назад в долгосрочном периоде. Однако в краткосрочном периоде кривая предложения труда в экономике в целом имеет положительный наклон.

При совершенной конкуренции для отдельно взятой типичной фирмы (табл. 9.1):

1) предложение труда абсолютно эластично (прямая SL парал­лельна оси абсцисс);

2) предельные издержки на трудо­вой ресурс (МRСL – const) постоянны и равны цене труда, т.е. ставке заработной платы (MRCL=wE).

Для фирмы выгодно увеличивать найм работников вплоть до численности LЕ, соответствующей точке пересечения линий пред­ложения и спроса (Е), когда величина предельных издержек на труд (MRCL) будет равна предельному продукту труда в денежном выражении (MRPL).

Монопсония на рынке труда означает наличие на нем един­ственного покупателя трудовых ресурсов. Единственный рабо­тодатель противостоит здесь многочисленным независимым наемным рабочим. Главное, что отличает ситуацию при монопсонии от совершен­ной конкуренции, – это рост ставок заработной платы при найме увеличивающегося числа работников. Так как монопсонист – это фирма-отрасль, и уве­личение его спроса на труд автоматически означает рост общеот­раслевого спроса. Чтобы привлечь дополнительных рабочих, их приходится переманивать из других отраслей. Соотношение спро­са и предложения в экономике меняется, цены на труд растут (табл. 9.1).

Кривая предельных издержек на труд (МRСL) имеет положительный на­клон и лежит выше ARCL, так как заработная плата дополни­тельного работника растет более высокими темпами, чем средняя заработная плата на предприятии.

Кривая предложения труда совпадает с кривой средней заработной платы (ARCL), по­скольку фирма-монопсонист платит одинаковую заработную плату каждому ра­ботнику (на товарном рынке совершенная конкуренция) (табл. 9.1).

При этом кривая спроса на труд (DL), со­впадающая для фирмы с кривой предельного продукта труда в денежном выражении (MRPL), и будет пересекаться с кривой предельных издержек на труд (MPCL) в точке В.

Следовательно, по правилу MRCL=MRPL фирма примет в дан­ном случае на работу LM человек. Больше людей монопсонисту на­нимать не выгодно.

По сравнению с фирмой, функционирующей на совершенно кон­курентном рынке, монопсонист приобретает меньшее количество труда (LM<LЕ), одновременно выплачивая занятым более низкую заработную плату (wМ<wЕ).

Таблица 9.1

1. Равновесиефирмы совершенного конкурентана товарном рынкесовершенного конкурента на рынке труда 2. Равновесиефирмы совершенного конкурента на товарном рынке монопсониста на рынке труда
условие максимизации прибыли: условие максимизации прибыли:
3. Равновесиефирмы монополиста на товарном рынке совершенного конкурентана рынке труда 4. Равновесиефирмы монополиста на товарном рынке монопсониста на рынке труда
условие максимизации прибыли: условие максимизации прибыли:

Построение рыночной кривой спроса на труд со стороны предприятий, облада­ющих монопольной властью на товарном рынке, в целом не отличается от подобной кривой для условий двусторонней совершенной конкуренции. Единственным отличием является то, что индивидуальные кривые спроса на пе­ременный фактор для предприятий – монополистов базируются на кривых MRPL, а не VMPL. Это значит, что труд оплачивается не по ценности его предельного продукта, а по приносимому ему предельному доходу, причем MRPL<VMPL. Возникающую в этом случае разность в оплате фактора (VMPL - wЕ) называют монополистической эксплуатацией (табл. 9.1).

Когда фирма обладает и властью монопсонии на рынках рабочей силы и моно­польной властью на рынках ее готовой продукции, работники находятся в наи­худшем положении. Данная фирма будет нанимать меньше всего рабочих и платить им самую низкую ставку заработной платы. В этом случае мы наблюдаем двойную эксплуатацию переменного фактора (труда): монополистическую и монопсонистическую.

  9.1.3 Рынок капитала

Капитал в широком смысле слова– это любой ресурс, создаваемый с целью производства большего количества экономических благ. Получение определенного потока товаров и услуг в будущем предполагает наличие в производственном процессе определенного запаса ресурсов длительного пользования, т. е. капитала.

Различают две основные формы капитала: физический (материально-вещественный) капитал (машины, здания, сооружения, сырье и т. д.) и человеческий капитал (общие и специальные знания, трудовые навыки, производственный опыт и т. д). Физический капитал разделяется, в свою очередь, на основной капитал, куда относятся реальные активы длительного пользования, такие, как здания, сооружения, машины, оборудование, и оборотный капитал, расходуемый на покупку средств для каждого цикла производства: сырья, основных и вспомогательных материалов труда.

Для покупки капитальных благ или услуг капитала требуются денежные средства, которые можно получить в форме денежного кредита, в связи с этим выделяют понятие заемного или ссудного капи­тала. На рынке заемных средств, или ссудного капитала, ценой по­лученных и отданных в кредит денег – стоимостью кредита – является ссудный процент.

В любой финансовой сделке всегда присут­ствуют три величины, две из которых заданы, а одна является искомой:

1. Процесс, в котором заданы исходная сумма и процентная став­ка, в финансовых вычислениях называется наращением (рисунок 9.5).

2. Процесс, в котором заданы возвращаемая сумма и дисконтная ставка, называется дисконтированием (рисунок 9.6).

Рисунок 9.5 Рисунок 9.6

Оценка целесообразности финансовых вложений в тот или иной вид бизнеса заключается в оценке будущих поступлений с позиции текущего момента.

Для этого используют следующие понятия:

FV – будущая стоимость суммы, которую мы инвестируем сегодня
PV – текущая (современная, приведенная, дисконтированная) стоимость той суммы, которую мы инвестируем ради получения дохода в будущем
i – ставка процента, т. е. величина доходности инвестиций
п – число стандартных периодов времени, в течение которых инвестиции будут участвовать в ком­мерческом обороте
Простые проценты – исчисляются в течение всего срока от исходной, первоначальной суммы кредита или депозита, база для их расчета остается постоянной:
Сложные проценты – начисленные в пре­дыдущем периоде проценты включаются в базу для вычисления процентов за данный период (про­центы с капитализацией):

Одним из основных элементов финансового анализа является оценка денежного потока СF0, СF1, ..., СFn генерируемого в течение ряда временных периодов в результате реализации какого-либо проекта или функционирования того или иного вида активов.

Оценка денежного потока может выполняться в рамках решения двух задач:

Прямая задача – оценка дохода с позиции будущего (наращение)
Обратная задача – оценка дохода с позиции настоящего (дисконтирование)

Если денежные поступления продолжаются достаточно длительное время (в зарубежной пра­ктике 50 и более лет), задача дисконтирования решается по формуле:

Дисконтирование бессрочного денежного потока

Если по окончании реализации проекта капитальное благо планирует­ся продать по некоторой остаточной стоимости, то в расчетах необходимо учесть сумму полученную от его реализации, современная стоимость которой может быть определена как , где С – сумма по которой планируется реализовать капитальное благо, тогда:

.

Важным показателем при оценке инвестиционных проектов является чистая дисконтированная (приведенная) стоимость (ценность) (NPV).

Она представляет собой раз­ницу между дисконтированной суммой ожидаемых доходов и инвестиционными расходами, то есть:

NPV = PV – I0.

Если при реализации проекта предполагаются длительные затраты, то формула расчета чистой дисконтированной стоимости будет иметь вид:

где Im – инвестиционные расходы в период m.

Равновесие на рынке капитальных благ устанавливается тогда, когда

PV=I,

то есть .

Следовательно, цена капитального блага – это дисконтированная стоимость потока будущих доходов, приносимых от его использования.

Поэтому, использование критерия чистой дисконтированной стоимости означа­ет, что инвестирование имеет смысл только в случае, когда NPV> 0.

  9.1.4 Рынок земли

В узком смысле под фактором земля понимаются собственно земельные угодья. В широком понимании этого слова фактор земля означает все используемые в производственном процессе естественные (природные) ресурсы.

Особенностью земли как экономического ресурса является ее ограниченность. Предложение земли ограничено не только на макро-, но и на микроуровне. Факторами, влияющими на предложение земли, являются плодородие и положение. Поэтому когда речь идет об ограниченности земли, мы имеем в виду землю определенного качества, расположенную в определенном месте.

Для исследования рынка земли необходимо различать следующие категории:

Землевладение – признание права данного (физического или юри­дического) лица на определенный участок земли на исторически сложивших­ся основаниях. Чаще всего под землевладением подразумевается право собственности на землю. Землевладение осуществляют собственники земли
Землепользование – пользование землей в установленном обычаем или законом порядке. Пользователь земли не обязательно является ее соб­ственником
Земельная рента – плата за ресурс (для арендатора) и одновременно доход для землевладельца
Арендная плата – вознаграждение за пользование землей, выплачиваемое арендатором землевладельцу. То есть плата за уступку землевладельцем арендатору ча­сти из прав собственности на землю. Экономической ос­новой арендной платы является рента

Земля различается («дифференцируется») по плодородию и по положению. Это является объективной основой для образования дифференциальной ренты. Хозяйства, работающие на лучших и средних землях, находятся в выигрыш­ном положении по сравнению с хозяйст­вами, расположенными на худших участках, поскольку их издерж­ки ниже. Это дает им возможность получать дополнительный до­ход – дифференциальную ренту I.

Дифференциальная рента I – дополнительный до­ход хозяйств, работающих на лучших и средних землях, в результате более низких издержек по сравнению с хозяйст­вами, работающих на худших участках

Образование дифференциальной ренты I можно представить, используя аппарат кривых средних и предельных издержек. При условии, что фермерские хозяйства функционируют на рынке совершенной конкуренции, линия спроса на продукцию любого фермера будет горизонтальной – рисунок 9.7.

Рисунок 9.7 – Дифференциальная рента I

Допустим, что существует три участка земли – I, II, III, различающихся плодородием (наибольшее на участке I, наименьшее – на участке III).

На участке I (рис. 9.7а), где плодородие земли самое высокое, средние издержки самые низкие. Это означает, что фермер I получит дифференциальную ренту, размер которой равен площади заштрихованного прямоугольника. Фермер II, чьи средние издержки выше, получит меньшую величину ренты (рис. 9.7б). Фермер III только возмести свои издержки. А размер дифференциальной ренты на его участке равен нулю (рис. 9.7в).

Кроме естественного плодородия земли, существует понятие экономического пло­дородия, связано с последовательными дополнительными вложениями в нее капитала и отражает интенсивный путь развития сель­скохозяйственного производства.

Хозяйства, эффективно использующие капиталовложения и веду­щие интенсивное производство, получают дополнительный доход – дифференциальную ренту II.

Дифференциальная рента II – дополнительный до­ход хозяйств, эффективно использующих капиталовложения и веду­щих интенсивное производство

Если для дифференциальной ренты I причины пониженного уровня издержек связаны исключительно с природными факторами, то для дифференциаль­ной ренты II – с сочетанием природных факторов и вложений капи­тала.

В рыночной экономике не существует «ничьей» земли. При этом ни один – даже самый худший – участок земли не будет отдан его хозяином в аренду бесплатно. Одновременно даже на худших землях арендаторские хозяйства должны иметь возмож­ность покрывать свои издержки и получать доход, достаточный для расчетов по арендной плате, внесения налоговых платежей, расширения производства и получения нормальной прибыли.

Эта проблема решается с помощью чистой экономической ренты (абсолютной ренты), получаемой со всех земель без исключения, в том числе и с худших.

Чистая экономическая рента является следствием абсолютно неэластичного предложения земли в условиях существования на нее частной собственности.

Чистая экономическая рента – это своеобразный налог, кото­рым землевладельцы при посредстве арендаторов облагают все об­щество,пользуясь тем, что земля как фактор производства чрезвы­чайно немобильна

Однако неверно рассматривать чис­тую экономическую ренту как однозначно негативное явление. Поскольку для арен­датора она является издержками, он склонен минимизировать этот вид расходов, то есть максимально эффективно использовать каждый участок земли, что исключает бесхозяйственность.

Ограниченность и абсолютная неэластичность предложения земли является важнейшей причиной особенностей ценооб­разования в сельском хозяйстве. Кривая спроса на землю является для потребителей кривой предельного дохода от предельно­го продукта земли (MRPN). Предельный продукт от земельного участка сокращается по мере расширения его площади и фиксации вложенных трудовых ресурсов и капитала вследствие закона убывающей доходности, следо­вательно, кривая спроса DN имеет отрицательный наклон (рис. 9.8). Рисунок 9.8 – Равновесие на рынке земли

При ставке арендной платы R спрос на землю составляет N*, владелец земли получает ренту 0REN*. Увеличение (уменьшение) спроса на сельскохозяйствен­ную продукцию приводит к повышению (понижению) спроса на землю при лю­бой данной арендной ставке. Но так как предложение земли фиксировано, то для равенства спроса и предложения необходимо, чтобы ставка арендной платы либо увеличилась до R2, либо уменьшилась до R1. В этом случае и рента либо увеличи­вается до 0R2E2N*, либо уменьшается до 0R1E1N*.

Если бы величина земельной ренты была выше уровня равновесия, не все зем­левладельцы нашли бы желающих взять их земельные угодья в аренду, и таким образом величина ренты уменьшилась бы, и землевладельцы начали конкуриро­вать в поисках арендаторов. Если бы величина земельной ренты была ниже уров­ня равновесия, арендаторам вряд ли удалось бы заполучить требуемые ими площади, и обострившаяся вследствие ограниченности предложения земли конкуренция подняла бы величину земельной ренты.

Таким образом, при абсолютно неэластичном предложении услуг земли земельная рента определяется исключительно спросом на услуги земли.

В условиях рыночной экономики земля покупается и продается как ка­питальный актив. Если земельный участок рассматривать как капитальное благо, приносящее поток доходов, то становится понятно, что цена земли зависит от двух величин: 1) размеров земельной ренты, которую можно получать, став собствен­ником данного участка; 2) ставки ссудного процента.

Цена земли – это сумма денег, которая будучи положенной в банк, при данном уровне процента будет приносить ежегодный доход, равный земельной ренте

Цена земли – это дисконтированная ценность. Она рассчитывается по аналогии с приобретением любого капитального блага, приносящего регулярный доход.

Важно подчеркнуть, что при покупке земли предполагается, что доход в виде ренты будет взиматься собственнику земли не в течение 1, 2 или 10 лет, а неопределенно продол­жительный отрезок времени, поэтому цена земли как дисконтированная ценность (PVN)определяется по формуле бессрочного аннуитета:

Если n → 0, то , тогда ,

где R – ежегодный размер земельной ренты, i – рыночная ставка про­цента.

  9.2 Задания для практических занятий

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: