Фирма-ценовой лидер, оценив спрос на свою продукцию, установила, что функция ее предельного дохода имеет вид: MRL =9- qL. Если функция предельных выражена следующим образом: MCL =1+ qL, а кривая предложения остальных фирм отрасли: qn =2+2 Р, то каким будет общее отраслевое предложение (Q = qL + qn)?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
8.3 Самостоятельная работа |
Изучите самостоятельно следующие вопросы, представьте результаты письменно!
1. Ценовая дискриминация (1-ой, 2-ой и 3-ей степени)
______________________________________________________ графики
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
|
|
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
2. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий
______________________________________________________ графики
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
|
|
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
3. Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий (цели, средства, показатели)
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Тема 9. Рынки факторов производства 9.1 Краткое содержание лекции 9.1.1Особенности рынков факторов производства |
Отличительные черты рынков факторов производства:
|
|
1. В роли покупателей (субъектов спроса) выступают фирмы, а продавцами (субъектами предложения) являются домашние хозяйства.
2. Спрос и предложение на рынках факторов производства формируются под влиянием рынков потребительских товаров и услуг. Поэтому спрос на ресурсы выступает как производный спрос. Он расширяется или сокращается в зависимости от того, растет или падает спрос на готовую продукцию, производимую с помощью данных ресурсов. Предложение ресурсов зависит в конечном счете от предложения потребительских благ.
3. Спрос на факторы производства является взаимозависимым. Факторы производства не могут использоваться по отдельности и не могут функционировать изолировано друг от друга.
Фирма, предъявляя спрос на факторы, сталкивается с необходимостью решения следующих задач:
- оптимальное сочетание факторов производства;
- минимизация издержек при каждом заданном объеме производства;
- определение объема производства, максимизирующего величину прибыли.
Для анализа рынков факторов производства используются понятия и правила:
Предельный продукт фактора в денежном выражении(предельная доходность – MRPX) | – произведение предельного физического продукта и предельного дохода, полученного от продажи одной дополнительной единицы продукции: MRPX = MPX×MR= Δ ТR /Δ Х = ТR ’(Х) где MPХ – предельный продукт переменного фактора; MR – предельный доход |
Предельные издержки на переменный фактор (MRСХ) | – затраты фирмы на приобретение каждой дополнительной единицы фактора MRСX = MPX×MС= Δ ТСX /Δ Х = ТCX ’(Х) |
Так как в условиях совершенной конкуренции Р и MR совпадают, то:
где VMPX – ценность (стоимость) предельного продукта переменного фактора.
Правило минимизации издержек | Равенство предельных продуктов всех используемых ресурсов, приходящихся на одну денежную единицу: где MPL – предельный продукт труда; MPK – предельный продукт капитала; w – цена услуг труда (ставка заработной платы); r – цена услуг капитала (процент). |
Правило максимизации прибыли для фирмы, предъявляющей спрос на один переменный фактор | Фирма, максимизирующая прибыль, должна использовать такое количество переменного фактора, при котором его предельный продукт в денежной форме будет равен его предельным издержкам: MRPL=MRCL, MRPK=MRCK На совершенно конкурентном рынке фирма может приобретать любое количество ресурсов по одинаковой цене, то есть предельные издержки на приобретение ресурсов будут совпадать их ценам: MRCL=w, MRCK=r Условие максимизации прибыли на совершенно конкурентном рынке факторов производства: MRPL=w и MRPK=r |
9.1.2 Рынок труда |
Особенности рынка труда:
|
|
1) большая продолжительность взаимоотношений продавца и покупателя. Если на рынке большинства потребительских товаров контакт продавца и покупателя мимолетен и заканчивается передачей прав собственности на объект торговли, то на рынке труда взаимоотношения продавца и покупателя длятся такое количество времени, на которое заключается договор найма работника.
2) важную роль на рынке труда играют неденежные факторы – сложность и престижность работы, условия труда, его безопасность для здоровья, гарантии занятости и профессионального роста, моральный климат в коллективе и др.;
3) значительное воздействие на рынок труда оказывают различные институциональные структуры – профессиональные союзы, трудовое законодательство, государственная политика занятости, союзы предпринимателей и другие.
Под заработной платой в широком смысле слова понимается доход от фактора производства «труд». В узком смысле слова заработная плата рассматривается как ставка заработной платы (w), т.е. цена, выплачиваемая за использование единицы труда.
Номинальная заработная плата(wn) | – это сумма денег, которую получает работник наемного труда за свой дневной, недельный, месячный труд |
Реальная заработная плата(wR) | – это масса экономических благ, которые можно приобрести за полученные деньги (номинальную заработную плату): . |
Кривая спроса фирмы труд показывает, как изменяется количество услуг труда, покупаемое данной фирмой, в зависимости от изменения ставки заработной платы за определенный период времени, при неизменности прочих факторов влияющих на спрос.
На конкурентном товарном рынке фирма продает весь свой выпуск продукции по рыночной цене Р.
MRPL=VMPL=MPL x P,
Кривая MRPL (VMPL) является кривой спроса фирмы на труд. Форма кривой спроса определяется законом убывающей предельной производительности. Поэтому кривая предельного дохода от предельного продукта труда (MRPL) имеет, отрицательный наклон, хотя цена продукции постоянна.
Когда фирма обладает монопольной властью, она может снизить цену на готовую продукцию, чтобы увеличить объем реализации. В итоге предельный доход всегда меньше, чем цена (MR<Р), и снижается по мере увеличения выпуска продукции. Следует учесть, что объем выпуска фирмы (Q) и цена продукции (P) изменяются, если изменяется цены труда (w). Пусть в совершенно конкурентной отрасли n типичных фирм производят стандартный товар и продают его по цене Р0(1), тогда MRPL0(1) – кривая спроса на труд типичной фирмы в отрасли (рис. 9.2а), DL0(1) – отраслевая кривая спроса на труд (рис. 9.2б). | Рисунок 9.1 – Кривая спроса на труд |
Рыночная кривая спросана труд формируется путем суммирования отраслевых кривых спроса на труд аналогично суммированию кривых индивидуального спроса благо для определения кривой рыночного спроса на него (рис. 9.2).
Предложение труда формируется под влиянием ряда факторов: 1) численность населения и его половозрастной состав; 2) налоговая политика государства; 3) степень мобильности рабочей силы; 4) продолжительность общеобразовательной подготовки и доступность разных уровней профессионального образования; | Рисунок 9.2 |
5) установленный ценз пенсионного возраста и назначаемый уровень пенсий;
6) «труд» является для владельца ресурса средством, с помощью которого работник может удовлетворить свои потребительские нужды;
7) социальный статус и семейное положение владельца рабочей силы
Предложение труда может быть индивидуальным, отраслевым, рыночным.
1) Кривая индивидуального предложения труда имеет не только положительный наклон, но в некоторый момент может загибаться в обратном направлении (рис. 9.3).
- заработная плата – единственный доход работника; - работник осуществляет выбор между доходом (I) от трудовой деятельности и досугом (H) в течение ограниченного периода времени – 24 ч; - рыночная ставка заработной платы (w). Тогда w x (24- H) = I, где (24- H) – часы труда. Изменение ставки заработной платы влияет на объём предложения труда работником (LS), которое можно разложить на эффект замещения (ЭЗ) и эффект дохода (ЭД). | Рисунок 9.3 |
При повышении ставки заработной платы досуг становится относительно более дорогим благом, работник замещает досуг трудом,следовательно, ЭЗ – отрицательный. Ставка заработной платы и объем предложения труда изменяются в одном направлении (положительный наклон кривой индивидуального предложения труда).
Повышение ставки заработной платы увеличивает часы досуга, следовательно, ЭД – положительный. Поскольку ставка заработной платы и объем предложения труда изменяются в разных направлениях, то при действии только ЭД кривая индивидуального предложения труда имела бы отрицательный наклон.
При относительно низких уровнях ставки заработной платы ЭЗ>ЭД – участок ab.
По мере того как работники становятся богаче, они склоняются к трате своих высоких доходов на развлечения, поэтому ЭД>ЭЗ, что выражается в сокращении часов рабочего времени при росте цены труда (участок cd).
Возможно, что ЭЗ=ЭД, тогда при повышении ставки заработной платы объем предложения труда работника не изменится (вертикальный участок bc на рисунке 9.3).
Таким образом, кривая индивидуального предложения труда является загибающейся в обратном направлении.
2) Отраслевое предложение труда по данной профессии определяется суммой предложений труда каждого работника при всех возможных ставках заработной платы.
Экономическая практика свидетельствует, что чем выше ставка заработной платы в данной отрасли по сравнению с другими отраслями, тем больше предложение труда в ней, и наоборот. То есть кривые отраслевого предложения труда имеют положительный наклон (рис. 9.4). Для того чтобы нанять большее число работников определенной квалификации, отрасли придется платить рабочим больше, чем обычно, то есть повышать ставки заработной платы. | Рисунок 9.4 – Кривая отраслевого предложения труда |
Размер дополнительной суммы должен быть таков, чтобы работники других предприятий из других отраслей сочли более выгодным оставить свои рабочие места на прежних предприятиях и перейти в данную отрасль.
3) Рыночное предложение труда по данной профессии получается сложением отраслевых предложений труда при всех возможных ставках заработной платы, и также имеет положительный наклон.
4) Кривая предложения труда в экономике в целом имеет тенденцию к росту, то есть общий рост реальной заработной платы приводит к увеличению объема предложения труда. Но если реальная заработная плата будет продолжать расти и дальше, то, в конечном счете кривая предложения услуг труда в экономике в целом может выглядеть аналогично кривой индивидуального предложения труда, то есть загибаться в обратном направлении.
Таким образом, не исключено что кривая рыночного предложения труда изгибается назад в долгосрочном периоде. Однако в краткосрочном периоде кривая предложения труда в экономике в целом имеет положительный наклон.
При совершенной конкуренции для отдельно взятой типичной фирмы (табл. 9.1):
1) предложение труда абсолютно эластично (прямая SL параллельна оси абсцисс);
2) предельные издержки на трудовой ресурс (МRСL – const) постоянны и равны цене труда, т.е. ставке заработной платы (MRCL=wE).
Для фирмы выгодно увеличивать найм работников вплоть до численности LЕ, соответствующей точке пересечения линий предложения и спроса (Е), когда величина предельных издержек на труд (MRCL) будет равна предельному продукту труда в денежном выражении (MRPL).
Монопсония на рынке труда означает наличие на нем единственного покупателя трудовых ресурсов. Единственный работодатель противостоит здесь многочисленным независимым наемным рабочим. Главное, что отличает ситуацию при монопсонии от совершенной конкуренции, – это рост ставок заработной платы при найме увеличивающегося числа работников. Так как монопсонист – это фирма-отрасль, и увеличение его спроса на труд автоматически означает рост общеотраслевого спроса. Чтобы привлечь дополнительных рабочих, их приходится переманивать из других отраслей. Соотношение спроса и предложения в экономике меняется, цены на труд растут (табл. 9.1).
Кривая предельных издержек на труд (МRСL) имеет положительный наклон и лежит выше ARCL, так как заработная плата дополнительного работника растет более высокими темпами, чем средняя заработная плата на предприятии.
Кривая предложения труда совпадает с кривой средней заработной платы (ARCL), поскольку фирма-монопсонист платит одинаковую заработную плату каждому работнику (на товарном рынке совершенная конкуренция) (табл. 9.1).
При этом кривая спроса на труд (DL), совпадающая для фирмы с кривой предельного продукта труда в денежном выражении (MRPL), и будет пересекаться с кривой предельных издержек на труд (MPCL) в точке В.
Следовательно, по правилу MRCL=MRPL фирма примет в данном случае на работу LM человек. Больше людей монопсонисту нанимать не выгодно.
По сравнению с фирмой, функционирующей на совершенно конкурентном рынке, монопсонист приобретает меньшее количество труда (LM<LЕ), одновременно выплачивая занятым более низкую заработную плату (wМ<wЕ).
Таблица 9.1
1. Равновесиефирмы совершенного конкурентана товарном рынкесовершенного конкурента на рынке труда | 2. Равновесиефирмы совершенного конкурента на товарном рынке монопсониста на рынке труда |
условие максимизации прибыли: | условие максимизации прибыли: |
3. Равновесиефирмы монополиста на товарном рынке совершенного конкурентана рынке труда | 4. Равновесиефирмы монополиста на товарном рынке монопсониста на рынке труда |
условие максимизации прибыли: | условие максимизации прибыли: |
Построение рыночной кривой спроса на труд со стороны предприятий, обладающих монопольной властью на товарном рынке, в целом не отличается от подобной кривой для условий двусторонней совершенной конкуренции. Единственным отличием является то, что индивидуальные кривые спроса на переменный фактор для предприятий – монополистов базируются на кривых MRPL, а не VMPL. Это значит, что труд оплачивается не по ценности его предельного продукта, а по приносимому ему предельному доходу, причем MRPL<VMPL. Возникающую в этом случае разность в оплате фактора (VMPL - wЕ) называют монополистической эксплуатацией (табл. 9.1).
Когда фирма обладает и властью монопсонии на рынках рабочей силы и монопольной властью на рынках ее готовой продукции, работники находятся в наихудшем положении. Данная фирма будет нанимать меньше всего рабочих и платить им самую низкую ставку заработной платы. В этом случае мы наблюдаем двойную эксплуатацию переменного фактора (труда): монополистическую и монопсонистическую.
9.1.3 Рынок капитала |
Капитал в широком смысле слова– это любой ресурс, создаваемый с целью производства большего количества экономических благ. Получение определенного потока товаров и услуг в будущем предполагает наличие в производственном процессе определенного запаса ресурсов длительного пользования, т. е. капитала.
Различают две основные формы капитала: физический (материально-вещественный) капитал (машины, здания, сооружения, сырье и т. д.) и человеческий капитал (общие и специальные знания, трудовые навыки, производственный опыт и т. д). Физический капитал разделяется, в свою очередь, на основной капитал, куда относятся реальные активы длительного пользования, такие, как здания, сооружения, машины, оборудование, и оборотный капитал, расходуемый на покупку средств для каждого цикла производства: сырья, основных и вспомогательных материалов труда.
Для покупки капитальных благ или услуг капитала требуются денежные средства, которые можно получить в форме денежного кредита, в связи с этим выделяют понятие заемного или ссудного капитала. На рынке заемных средств, или ссудного капитала, ценой полученных и отданных в кредит денег – стоимостью кредита – является ссудный процент.
В любой финансовой сделке всегда присутствуют три величины, две из которых заданы, а одна является искомой:
1. Процесс, в котором заданы исходная сумма и процентная ставка, в финансовых вычислениях называется наращением (рисунок 9.5).
2. Процесс, в котором заданы возвращаемая сумма и дисконтная ставка, называется дисконтированием (рисунок 9.6).
Рисунок 9.5 Рисунок 9.6
Оценка целесообразности финансовых вложений в тот или иной вид бизнеса заключается в оценке будущих поступлений с позиции текущего момента.
Для этого используют следующие понятия:
FV | – будущая стоимость суммы, которую мы инвестируем сегодня |
PV | – текущая (современная, приведенная, дисконтированная) стоимость той суммы, которую мы инвестируем ради получения дохода в будущем |
i | – ставка процента, т. е. величина доходности инвестиций |
п | – число стандартных периодов времени, в течение которых инвестиции будут участвовать в коммерческом обороте |
Простые проценты | – исчисляются в течение всего срока от исходной, первоначальной суммы кредита или депозита, база для их расчета остается постоянной: |
Сложные проценты | – начисленные в предыдущем периоде проценты включаются в базу для вычисления процентов за данный период (проценты с капитализацией): |
Одним из основных элементов финансового анализа является оценка денежного потока СF0, СF1, ..., СFn генерируемого в течение ряда временных периодов в результате реализации какого-либо проекта или функционирования того или иного вида активов.
Оценка денежного потока может выполняться в рамках решения двух задач:
Прямая задача – оценка дохода с позиции будущего (наращение) | |
Обратная задача – оценка дохода с позиции настоящего (дисконтирование) |
Если денежные поступления продолжаются достаточно длительное время (в зарубежной практике 50 и более лет), задача дисконтирования решается по формуле:
Дисконтирование бессрочного денежного потока |
Если по окончании реализации проекта капитальное благо планируется продать по некоторой остаточной стоимости, то в расчетах необходимо учесть сумму полученную от его реализации, современная стоимость которой может быть определена как , где С – сумма по которой планируется реализовать капитальное благо, тогда:
.
Важным показателем при оценке инвестиционных проектов является чистая дисконтированная (приведенная) стоимость (ценность) (NPV).
Она представляет собой разницу между дисконтированной суммой ожидаемых доходов и инвестиционными расходами, то есть:
NPV = PV – I0.
Если при реализации проекта предполагаются длительные затраты, то формула расчета чистой дисконтированной стоимости будет иметь вид:
где Im – инвестиционные расходы в период m.
Равновесие на рынке капитальных благ устанавливается тогда, когда
PV=I,
то есть .
Следовательно, цена капитального блага – это дисконтированная стоимость потока будущих доходов, приносимых от его использования.
Поэтому, использование критерия чистой дисконтированной стоимости означает, что инвестирование имеет смысл только в случае, когда NPV> 0.
9.1.4 Рынок земли |
В узком смысле под фактором земля понимаются собственно земельные угодья. В широком понимании этого слова фактор земля означает все используемые в производственном процессе естественные (природные) ресурсы.
Особенностью земли как экономического ресурса является ее ограниченность. Предложение земли ограничено не только на макро-, но и на микроуровне. Факторами, влияющими на предложение земли, являются плодородие и положение. Поэтому когда речь идет об ограниченности земли, мы имеем в виду землю определенного качества, расположенную в определенном месте.
Для исследования рынка земли необходимо различать следующие категории:
Землевладение | – признание права данного (физического или юридического) лица на определенный участок земли на исторически сложившихся основаниях. Чаще всего под землевладением подразумевается право собственности на землю. Землевладение осуществляют собственники земли |
Землепользование | – пользование землей в установленном обычаем или законом порядке. Пользователь земли не обязательно является ее собственником |
Земельная рента | – плата за ресурс (для арендатора) и одновременно доход для землевладельца |
Арендная плата | – вознаграждение за пользование землей, выплачиваемое арендатором землевладельцу. То есть плата за уступку землевладельцем арендатору части из прав собственности на землю. Экономической основой арендной платы является рента |
Земля различается («дифференцируется») по плодородию и по положению. Это является объективной основой для образования дифференциальной ренты. Хозяйства, работающие на лучших и средних землях, находятся в выигрышном положении по сравнению с хозяйствами, расположенными на худших участках, поскольку их издержки ниже. Это дает им возможность получать дополнительный доход – дифференциальную ренту I.
Дифференциальная рента I | – дополнительный доход хозяйств, работающих на лучших и средних землях, в результате более низких издержек по сравнению с хозяйствами, работающих на худших участках |
Образование дифференциальной ренты I можно представить, используя аппарат кривых средних и предельных издержек. При условии, что фермерские хозяйства функционируют на рынке совершенной конкуренции, линия спроса на продукцию любого фермера будет горизонтальной – рисунок 9.7.
Рисунок 9.7 – Дифференциальная рента I
Допустим, что существует три участка земли – I, II, III, различающихся плодородием (наибольшее на участке I, наименьшее – на участке III).
На участке I (рис. 9.7а), где плодородие земли самое высокое, средние издержки самые низкие. Это означает, что фермер I получит дифференциальную ренту, размер которой равен площади заштрихованного прямоугольника. Фермер II, чьи средние издержки выше, получит меньшую величину ренты (рис. 9.7б). Фермер III только возмести свои издержки. А размер дифференциальной ренты на его участке равен нулю (рис. 9.7в).
Кроме естественного плодородия земли, существует понятие экономического плодородия, связано с последовательными дополнительными вложениями в нее капитала и отражает интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства.
Хозяйства, эффективно использующие капиталовложения и ведущие интенсивное производство, получают дополнительный доход – дифференциальную ренту II.
Дифференциальная рента II | – дополнительный доход хозяйств, эффективно использующих капиталовложения и ведущих интенсивное производство |
Если для дифференциальной ренты I причины пониженного уровня издержек связаны исключительно с природными факторами, то для дифференциальной ренты II – с сочетанием природных факторов и вложений капитала.
В рыночной экономике не существует «ничьей» земли. При этом ни один – даже самый худший – участок земли не будет отдан его хозяином в аренду бесплатно. Одновременно даже на худших землях арендаторские хозяйства должны иметь возможность покрывать свои издержки и получать доход, достаточный для расчетов по арендной плате, внесения налоговых платежей, расширения производства и получения нормальной прибыли.
Эта проблема решается с помощью чистой экономической ренты (абсолютной ренты), получаемой со всех земель без исключения, в том числе и с худших.
Чистая экономическая рента является следствием абсолютно неэластичного предложения земли в условиях существования на нее частной собственности.
Чистая экономическая рента | – это своеобразный налог, которым землевладельцы при посредстве арендаторов облагают все общество,пользуясь тем, что земля как фактор производства чрезвычайно немобильна |
Однако неверно рассматривать чистую экономическую ренту как однозначно негативное явление. Поскольку для арендатора она является издержками, он склонен минимизировать этот вид расходов, то есть максимально эффективно использовать каждый участок земли, что исключает бесхозяйственность.
Ограниченность и абсолютная неэластичность предложения земли является важнейшей причиной особенностей ценообразования в сельском хозяйстве. Кривая спроса на землю является для потребителей кривой предельного дохода от предельного продукта земли (MRPN). Предельный продукт от земельного участка сокращается по мере расширения его площади и фиксации вложенных трудовых ресурсов и капитала вследствие закона убывающей доходности, следовательно, кривая спроса DN имеет отрицательный наклон (рис. 9.8). | Рисунок 9.8 – Равновесие на рынке земли |
При ставке арендной платы R спрос на землю составляет N*, владелец земли получает ренту 0REN*. Увеличение (уменьшение) спроса на сельскохозяйственную продукцию приводит к повышению (понижению) спроса на землю при любой данной арендной ставке. Но так как предложение земли фиксировано, то для равенства спроса и предложения необходимо, чтобы ставка арендной платы либо увеличилась до R2, либо уменьшилась до R1. В этом случае и рента либо увеличивается до 0R2E2N*, либо уменьшается до 0R1E1N*.
Если бы величина земельной ренты была выше уровня равновесия, не все землевладельцы нашли бы желающих взять их земельные угодья в аренду, и таким образом величина ренты уменьшилась бы, и землевладельцы начали конкурировать в поисках арендаторов. Если бы величина земельной ренты была ниже уровня равновесия, арендаторам вряд ли удалось бы заполучить требуемые ими площади, и обострившаяся вследствие ограниченности предложения земли конкуренция подняла бы величину земельной ренты.
Таким образом, при абсолютно неэластичном предложении услуг земли земельная рента определяется исключительно спросом на услуги земли.
В условиях рыночной экономики земля покупается и продается как капитальный актив. Если земельный участок рассматривать как капитальное благо, приносящее поток доходов, то становится понятно, что цена земли зависит от двух величин: 1) размеров земельной ренты, которую можно получать, став собственником данного участка; 2) ставки ссудного процента.
Цена земли | – это сумма денег, которая будучи положенной в банк, при данном уровне процента будет приносить ежегодный доход, равный земельной ренте |
Цена земли – это дисконтированная ценность. Она рассчитывается по аналогии с приобретением любого капитального блага, приносящего регулярный доход.
Важно подчеркнуть, что при покупке земли предполагается, что доход в виде ренты будет взиматься собственнику земли не в течение 1, 2 или 10 лет, а неопределенно продолжительный отрезок времени, поэтому цена земли как дисконтированная ценность (PVN)определяется по формуле бессрочного аннуитета:
Если n → 0, то , тогда ,
где R – ежегодный размер земельной ренты, i – рыночная ставка процента.
9.2 Задания для практических занятий |