Шаг – Выбор принципиальной схемы

репрезентативная (или квазирепрезентативная) выборка (вся категория населения, являющаяся объектом исследования представляется нам как единое целое. Наша выборка – отражение в миниатюревсего объекта. При проведении анализа результатов исследования мы будем иметь возможность разбивать всю выборку по любым признаком, включенным в исследование)

экспериментальная (или квазиэкспериментальная) выборка(мы изначально формируем две или более выборки, которые анализируются отдельно друг от друга. Сливать и анализировать их совместно мы сможем лишь при определенных условиях. Подход опирается на логику натурного эксперимента. Есть две категории респондентов, на одну из которых действует определенный фактор, а на другую не действует)

Шаг 2. Определение объема выборки (выборок). Главный практический вопрос - какая точность нас устраивает?С какой вероятностью можно утверждать, что две сравниваемые пропорции могли быть получены с помощью случайного отбора из одной и той же генеральной совокупности? Объем выборки определяется уровнем сложности гипотез, которые предстоит проверять в ходе исследования(сложность определяется количеством переменных, которые связываются этими гипотезами, а также количеством градаций этих переменных), а также объемом ресурсов социолога(время,деньги,кол-во раб.силы).Лучше брать с запасом ок.10%.

1. Чем более однородной является ГС, т.е. чем ниже ее дисперсия, тем меньше может быть объем выборки.

2. Чем более точными должны быть результаты, т.е. чем ниже требуется ошибка репрезентативности, тем больше должен быть объем выборки.

3. Если объекты выборки должны быть классифицированы достаточно подробно, объем должен быть велик настолько, чтобы в каждую выделенную группировку попало достаточно количество элементов. Существует ряд эмпирических правил определения объема выборки:

1. если величина ГС составляет менее 5000 человек, достаточный объем ВС - не менее 500 человек;

2. если величина ГС 5000 человек и более, достаточный объем ВС -10% ее состава, но не более 2000-2500 человек;

3. выборки объемом 3000 респондентов и более используются лишь для комплексных исследований, а также при сложной структуре ГС.

В практике массовых социологических опросов чаще всего применяются выборки объемом от 1000 до 2000 человек, независимо от того, какой объем имеет ГС. Наиболее эффективна в соотношении точности результатов и стоимости опроса выборка в 2000 человек, позволяющая утверждать, что с вероятностью 95% доля исследуемого признака в ГС отличается от полученного значения доли этого признака в ВС не более чем на 2,24%. Для увеличения точности в 2 раза необходимо увеличить объем выборки до 7000 человек, что значительно удорожает исследование. В то же время выборка объемом 1000 респондентов дает с вероятностью 95% отклонения величиной в 5%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: