ЧЕЧНЯ. БЕЛАЯ КНИГА.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................1
СТАРАЯ КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА.....................................4
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ГЕНЕРАЛА ЕРМОЛОВА,
ИМАМА ШАМИЛЯ И ИОСИФА ДЖУГАШВИЛИ
РЕЖИМ МАСХАДОВА:...........................................49
НЕ КАЖДЫЙ НАЧШТАБА
МОЖЕТ УПРАВЛЯТЬ ГОСУДАРСТВОМ
КРАСНЫЙ КРЕСТ:..............................................128
УГОЛОВНОЕ ДЕЛО № 96620018
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................138
ВВЕДЕНИЕ
Известный русский генерал Яков Кульнев, бивший сначала шведов и турок, а затем в 1812 году наполеоновские войска, однажды пошутил: “Матушка-Россия тем и хороша, что в каком-нибудь ее углу непременно дерутся”. Нынешнее поколение русских генералов, побывавшее сначала в Афганистане, а затем во многих “горячих точках” бывшего СССР, едва ли согласится с подобным мнением. Две последние чеченские кампании, первая из которых прошла под лозунгом “восстановления конституционного порядка”, а вторая — под названием “антитеррористической операции”, в ходе которых воевать пришлось не только с иностранными наемниками, но и со своими собственными согражданами, никак не располагают ни к шутке, ни к желанию снова взяться за оружие.
|
|
В 1995 году Российское информационное агентство уже выпускало брошюру о Чечне, о первой военной кампании. Последняя глава той брошюры называлась “Возвращение к нормальной жизни”. Над Грозным тогда снова развевался Государственный российский флаг и, казалось, были основания для того, чтобы с осторожным оптимизмом смотреть в будущее. Ошиблись многие, в том числе и мы. В Чечне на смену режиму Джохара Дудаева пришел режим Аслана Масхадова. Только и всего. На фоне старых разговоров о суверенитете в Чечне решались прежние задачи: добивали последних оставшихся там русских, усилились набеги с чеченской территории на соседние регионы, расцвела работорговля, пытки заложников стали обыденностью, увеличился приток иностранных наемников, а кровавые разборки между местными полевыми командирами, не сумевшими поделить сферы влияния, стали нормой жизни. Получив de facto на несколько лет полную независимость, Чечня оказалась к ней не готова, не смогла совладать со своей свободой, защитить права своих граждан, хоть как-то наладить экономику, то есть в целом направить ход событий в нормальное цивилизованное русло. Чеченцы не смогли договориться не только с русскими, но и между собой. Сотни тысяч чеченцев покинули родину в этот период и перебрались в другие российские регионы, спасаясь от бесчинств бандитов, от экономической разрухи и откровенной беспомощности “президента” Масхадова.
По сути, провалом закончилась и попытка чеченских лидеров построить у себя дома справедливое общество на основе догматов ислама. Это оказался очень своеобразный “чеченский ислам”, имеющий мало общего с настоящим. Как заметил один из экспертов, среди тех, кого сегодня в Чечне принято называть “исламскими фундаменталистами”, искажение требований ислама столь велико, что они могут позволить себе клясться на Коране именем Аллаха. При том что в этой священной для мусульман книге запрещены клятвы именем Всевышнего. В Чечне боевики входят в мечеть с автоматами, а затем, выходя оттуда, помолившись, совершают жесточайшие уголовные преступления, отрезая головы заложникам. И при этом продолжают называть себя борцами за веру или мучениками — шахидами. Введение чеченцами шариатского суда, многие из законов которого, кстати, противоречили все тому же исламу, закончилось средневековыми расстрелами на площадях, что, впрочем, ни на каплю не уменьшило поток тяжких преступлений в Чечне.
|
|
Не создав новых справедливых законов, этот доморощенный псевдоислам вместе с тем немало способствовал уничтожению адата, то есть старых горских устоев, в частности серьезно подорвал престиж старейшин. Инфантильный и безграмотный бандит, вооруженный автоматом, оказался намного авторитетнее старика, вооруженного жизненным опытом. Со старейшинами трудно, но можно о чем-то договориться, с бандитами — нет.
С другой стороны, семейно-клановое, так называемое тейповое, деление чеченского общества оказалось, к сожалению, удивительно выгодным для организованной преступности. Крестные отцы чеченской мафии не хуже сицилийской использовали в своих интересах своеобразные и, порой, весьма архаичные традиции своего народа, согласно которым верность роду, семье и племени стоит гораздо выше уважения закона, причем каким бы закон ни был, российским европейским или шариатским мусульманским.
Таким образом, на территории России образовался настоящий криминальный анклав, где с комфортом работали лаборатории по производству наркотиков и фальшивых денег, где всегда могли найти приют преступные авторитеты любой национальности и из любой страны, где на базах боевиков шла подготовка сотен террористов, осуществлявших затем диверсии не только в России, но и в ряде других стран. Чем это закончилось, хорошо известно: открытой агрессией против соседнего Дагестана и взрывами домов в ряде российских городов, жертвами которых стали 1500 мирных граждан, в том числе детей.
В современной истории найти нечто схожее довольно сложно, ни одна страна мира обычно до такой степени болезнь не запускает. Ближайший к нам по времени в чем-то схожий пример можно датировать, пожалуй, лишь первым веком до нашей эры, когда в Средиземноморье долгое время существовал преступный анклав киликийских пиратов. Даже внешние признаки в чем-то совпадают: киликийские горцы, спускавшиеся к морю для совершения набегов, отличались, как пишут историки, удивительным свободолюбием, отчаянной смелостью и одновременно упорным нежеланием жить по каким-либо цивилизованным законам. Очень долго римские войска могли контролировать лишь равнинную часть Киликии, но, несмотря на превосходство в силе, им не удавалось ничего сделать с ее горной частью, куда и уходили, спасаясь от преследования, главари банд.
Любопытно, что генерал Алексей Ермолов, командовавший в XIX веке русскими войсками на окраине империи в беспокойном Кавказском регионе, также любил сравнивать себя с римлянином, называя “проконсулом Кавказа”. Причем не только потому, что обладал на Кавказе огромной и практически бесконтрольной властью, но и потому, что был искренне убежден: Россия, как когда-то Рим, на кончике своего меча несет покоренным диким народам цивилизацию. Знаменитый русский писатель и дипломат Грибоедов, служивший тогда при генерале главой его канцелярии, в одном из своих писем, рассказывая о борьбе русских с чеченцами и не очень симпатизируя горцам из-за их жестоких набегов, тем не менее назвал действия России “барабанным просвещением”. На наш взгляд, в этих словах немало правды и по отношению к последующим событиям на Кавказе. Россия, адекватно отвечая силой на чеченские разбойничьи налеты, которым уже много сотен лет, к сожалению, не вполне адекватно решала все другие вопросы взаимоотношений с Чечней: политика, экономика и образование сильно отставали от продвижения армейских колонн.
|
|
В итоге Россия уже давно больна Чечней, а Чечня — Россией. Как боль от ущемленного нерва, бывает, отдается по всему телу, так и не отрегулированные до сих пор русско-чеченские отношения больно аукаются то тут, то там. Причем уже какой век: от “римлянина” Ермолова до “мусульманина” Масхадова, еще вчера правоверного коммуниста.
По мнению большинства экспертов, болезнь объясняется задержкой в общественном развитии. Хотя, конечно, у России и Чечни это проявляется в разной степени и по разным причинам. Огромная Россия слишком долго и не всегда оправданно страдала “манией величия”. Маленькая Чечня так же долго и так же не всегда оправданно страдала “комплексом неполноценности”, который, как известно, очень часто проявляется в повышенной агрессивности. Если русским можно пожелать быстрее избавиться от имперских амбиций, которые в полной мере еще не изжиты за короткий демократический период жизни России, то чеченцам многие ученые рекомендуют пересмотреть их традиционную психологию, которая катастрофически отстала от современного цивилизованного уровня. Еще в период Кавказской войны 1817 — 1864 гг. один из тогдашних исследователей заметил, что многие горцы периодически воюют друг с другом, но только “чеченцы воюют со всеми”.
С тех пор прошло немало времени, но именно о том же самом говорят и современные ученые. По их мнению, очень многое в Чечне и в ее отношениях с соседями и сегодня определяет чрезвычайно архаичная этнопсихология, восходящая к неолитической доминанте: МЫ — ОНИ. Все, кто не есть чеченцы-вайнахи, — другие, а значит, по отношению к ним допустимо все что угодно. Недавнее нападение на соседний Дагестан, оказавший, между прочим, огромную помощь чеченским беженцам в последние годы, свидетельствует, что подобный психологический подход, к сожалению, остается в силе. Как пишет один из ученых, “значительная часть чеченцев сейчас живет за пределами Чечни именно потому, что их пресловутые “национальные особенности” им самим уже поперек горла”.
|
|
Ни русским, ни чеченцам обижаться на подобные выводы экспертов не стоит, иначе болезнь затянется еще надолго. Стоит взглянуть на себя критичнее, а на окружающих пристальнее, вдруг окажется, что ты не так уж хорош, а сосед вовсе не так уж плох? Еще древние говорили: “Устраните причину, тогда исчезнет и болезнь”.
Анализируя нынешнюю ситуацию, многие, к сожалению, забывают об исторических корнях проблемы. Между тем, не зная предыстории современного конфликта, нельзя его понять, а тем более о чем-либо объективно судить. Именно поэтому, издавая новую брошюру “Чечня. Белая книга”, мы решили не только рассказать о настоящем времени, но и напомнить с чего, собственно говоря, все началось, опираясь при этом на документальные свидетельства и воспоминания очевидцев. В том числе на уникальные документы, доказывающие, что немало чеченских племен вошло в состав России добровольно, принеся клятву верности русскому монарху.
Многие на Западе, кажется, в недоумении, почему современный француз и немец находят общий язык, а русский и чеченец — нет. Почему, наконец, борьба с террористами и бандитами приняла столь масштабный характер, а не ограничилась специальными операциями. Постараемся объяснить и это, причем так же опираясь не только на свои собственные аргументы, но и на мнение экспертов, документы и свидетельства коллег-журналистов самых разных изданий.
Лев Толстой, как известно, сам воевавший на Кавказе, однажды написал, что это “край, в котором так странно соединяются две самые противоположные вещи: война и свобода”.
И сегодня в Чечне, к сожалению, пока без особых перемен, все почти так же, как в далекие толстовские времена. Разве что появилось другое, более грозное оружие. Чеченцы так и не поняли, в чем разница между свободой и анархией, не поняли, что собственная свобода не возможна без уважения прав соседей. Русские же, хотя и осознали всю ущербность “барабанного просвещения”, все еще пребывают, кажется, в растерянности, не очень понимая, что же можно противопоставить ему взамен,учитывая все своеобразие беспокойных “учеников”.