Прокурорский надзор

В соответствие с Законом РФ «О прокуратуре РФ», приня­того 17.12.1992 г. в текущей ред. от 5.10.2002 № 120-ФЗ в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепле­ния законности, защиты прав и свобод человека и граждани­на, а также охраняемых законом интересов общества и госу­дарства прокуратура РФ осуществляет:

• надзор за исполнением законов федеральными мини­стерствами и ведомствами, представительными и испол­нительными органами субъектов РФ, органами местно-

1 САПП. 1994. № 8. Ст. 602.

2 САПП. 1994. № 8. Ст. 592.

го самоуправления, органами военного управления. Органами контроля, их должностными лицами, а так­же за соответствием законам издаваемых ими право­вых актов;

• надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражда­нина федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, орга­нами военного управления, органами контроля, их дол­жностными лицами, а также руководителями коммер­ческих и некоммерческих организаций;

• надзор за исполнением законов органами, осуществляе­мыми оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

• надзор за исполнением законов администрациями орга­нов и учреждений, исполняющих наказание и применя­ющих назначение судом меры принудительного харак­тера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

• уголовное преследование в соответствии с полномочия­ми, установленными уголовно-процессуальным законо­дательством РФ;

• координацию деятельности правоохранительных орга­нов по борьбе с преступностью.

Предметом прокурорского надзора в сфере государственно­го управления является исполнение законов местной админи­страцией, министерствами, иными органами управления и контроля, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями, независимо от их подчиненности, органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, должностными лицами, а также соответствие законам издава­емых ими правовых актов.

Следовательно, прокурорский надзор распространяется лишь на действия и акты федеральных министерств, ведомств и ни­жестоящих органов исполнительной власти и выражается в том, что устанавливается, соответствуют ли акты и действия поднадзорных органов и должностных лиц не только Конститу­ции, но и законам.

Осуществляя, во-первых, надзор за исполнением законов и, во-вторых, за соответствием законам тех правовых актов, которые издаются органами управления и контроля, прокура­тура не подменяет их и не вмешивается в оперативно-хозяй-

ственную деятельность, так как не вправе судить о ее целесо­образности, отменять или изменять акты управления. Проку­рор не имеет права приказывать поднадзорным ему субъек­там.

Проверки исполнения законов прокуратурой проводятся на основании поступивших сообщений и другой информации о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования. Основное внимание прокурату­ры сосредоточивают на осуществлении действенного надзора за тем, как руководители министерств и других органов уп­равления, должностные лица выполняют свои обязанности по соблюдению законности, оказывают им необходимую помощь в этом деле, должны своевременно выявлять и пресекать нару­шения законности.

В случае установления факта нарушения закона прокурор может опротестовывать противоречащие закону акты либо обра­титься в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства; возбудить уголовное дело или производство об административном правонарушении; внести представление об устранении нарушений закона.

Протест прокурора — это его реагирование на противоре­чащий закону правовой акт органа исполнительной власти или действие должностного лица. Протест приносится проку­рором или его заместителем в орган или должностному лицу, издавшиму этот акт, либо в суд. В протесте прокурор вправе требовать отмены акта либо приведения его в соответствие с законом, прекращения незаконного действия должностного лица и восстановления нарушенного права. Протест подле­жит обязательному рассмотрению не позднее чем в десяти­дневный срок с момента его поступления. При исключитель­ных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения законности, прокурор вправе установить сокра­щенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмот­рения незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Если протест рассматривается коллегиальным орга­ном, о дне его заседания сообщается прокурору, принесшему протест, чтобы он мог лично поддержать протест. Установлен образец оформления протеста.

Исходя из характера нарушения закона должностным ли­цом или гражданином прокурор может вынести постановле­ние о возбуждении уголовного дела, о производстве дела об административном правонарушении или иное постановле-

I

ние. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в установленный срок. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Прокурор может вынести письменное представление об ус­транении нарушений прав человека и гражданина, а также письменное предостережение о недопустимости нарушения закона при наличии сведений о готовящихся противоправных деяний.

Все большую актуальность приобретает надзор за соблюде­нием законодательства о собственности, приватизации, предпринимательстве, земельной реформе, охране окружаю­щей среды, занятости населения, а в последнее время — о неплатежах, налоговых правонарушениях и задержках пен­сий и зарплат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: