Мансар как градостроитель

Первым его заказом стала перестройка замка Сен-Жермен. С 1678 Ардуэн-Мансар руководил работами в Версале, главной резиденции французских королей – строительством королевской капеллы (1689–1710), дворца Большой Трианон (1687), боковых крыльев и паркового фасада королевского дворца и отделкой ряда его интерьеров, в том числе Зеркальной галереи с залами Войны и Мира (1678–1686, совместно с Ш.Лебреном). В творчестве Ардуэна-Мансара архитектура французского классицизма достигла высшего расцвета, приобрела величавый и торжественный характер, что ярко отразилосьв парижских работах архитектора: соборе Дома инвалидов, огромной купольной ротонде (1680–1706), планировке и застройке круглой в плане площади Побед (1685–1686) и восьмигранной Вандомской площади (1685–1701), при сооружении которой был выработан широко распространившийся затем тип фасада с арками на цокольном этаже, пилястрами, объединяющими 2-й и 3-й этажи, и мансардным этажом под высокой крутой кровлей. До конца жизни Ардуэн-Мансар оставался любимцем короля Людовика XIV. В 1685 году Ардуэн-Мансар стал первым архитектором короля, а в 1699 — главным смотрителем королевских строительных работ.

Одним из ярких примеров умелого разрешения больших градостроительных задач является сооружение Ардуэном-Мансаром церкви Дома Инвалидов (1693— 1706), завершающей огромный по размерам комплекс, построенный по проекту Либераля Брюана. Перед главным фасадом здания, расположенного на левом берегу Сены, простирается обширная площадь, так называемая Эспланада Инвалидов, которая, примыкая непосредственно к реке, как бы подхватывает и продолжает развитие правобережного ансамбля Тюильри и Лувра в левобережной части города. Строго симметричный комплекс Дома Инвалидов состоит из замкнутых по периметру четырехэтажных корпусов, образующих развитую систему больших прямоугольных и квадратных дворов, подчиненных единому композиционному центру — большому двору и связанной с ним монументальной церкви.

Церковь представляет собой центрическое сооружение с квадратным планом и большим, диаметром 27 м, куполом, который увенчивает обширное центральное пространство. В строгой и сдержанной по своим формам архитектуре храма все же ощущается влияние не чуждых творчеству Ардуэна-Мансара барочных композиций. Это сказывается в утяжеленных по отношению к нижнему объему пропорциях купола и в характерном для барокко пластическом обогащении центральной части фасада ордерными элементами.

Вандомская площадь (1699 г.) – прямоугольная (124х140) в плане площадь со скошенными углами. В центре конная статуя Людовика XIV.

В конце XVII века в париже появились новые королевские площади. Одна из них в дальнейшем получила название Вандомской, была построена по проекту Ж.А. Мансара. По нижнему этажу проходила аркада, второй и третий этажи объединял коринфский ордер. Однообразную архитектуру оживляли шесть слегка выступающих ризалитов, увенчаных фронтонами. В центре площади была размещена конная статуя (бронза) Людовика XVI, общая высота монумента, расположенного на пьедестале – 13 м. Монумент был сомасштабен площади. Предполагалось, что в зданиях окружающих площадь расположатся важные общественные учреждения, но в связи с отсутствием средств, была возведена лишь парадная фасадная стенка, помещения позади нее – распроданы частным владельцам.

Другим проектом Мансара была площадь Побед, она расположилась у северо-восточного угла Пале-Рояль. Площадь побед была круглой в плане, ее диаметр равнялся 80 м, а высота единообразных зданий, окружающих площадь равнялась 1/7 диаметра площади. В центре площади – конная статуя Людовика. Это была первая круглая площадь в Париже.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: