Основная ее особенность состоит в том, что государство является важным, хотя и не доминирующим поставщиком товаров и услуг.
Государство может также являться прямым поставщиком услуг и использовать свои фискальные (налогово-бюджетные) полномочия для более справедливого перераспределения доходов и богатства.
В период перехода от социалистических (или централизованно планируемых) к рыночным экономикам, который с конца 1980-х – начала 1990-х гг. идет в России и других странах Центральной и Восточной Европы, роль государства кардинальным образом меняется.
Самыми важными экономическими условиями ухода от социалистической системы являются приватизация и ограничение права государственной собственности на субъекты хозяйственной деятельности, децентрализация процесса принятия политических и экономических решений и становление новой системы экономического регулирования.
В число этих условий входит и создание новой системы управления общественными финансами, ориентирующейся на оптимальное сочетание рыночных механизмов и государственного управления СмЭ в демократическом обществе.
Противопоставлять рынок и государство бессмысленно, прежде всего потому, что, с одной стороны, государство является источником законов, определяющих важнейшие институты рыночной экономики. Вся система рыночного обмена, оформляемая в виде добровольных сделок (трансакций), на самом деле базируется на системе тщательно разработанных законодательных установлений, не только упорядочивающих рыночные отношения, но и предусматривающих определенные меры, принуждающие к их исполнению.