Вопросы к теме:
1. Экономические представления эпохи Древнего мира.
2. Экономические учения средневековья.
Древний мир – это ранние классовые общества Древнего Востока, Греции и Рима. Хронологически – эпоха до нашей эры и до 5 века нашей эры. Обычно здесь рассматриваются экономические взгляды, существовавшие в древних Египте, Вавилоне, Китае, Индии, Греции и Риме.
Для указанного периода свойственен крайне низкий уровень производительных сил с преобладанием преимущественно натуральных, т.е. не предполагающих обмена хозяйственных отношений, широкое распространение рабского труда и экстенсивный тип воспроизводства, т.е. производство, повторяющееся из цикла в цикл в неизменных, а порой и в сокращающихся размерах.
Экономическая мысль древнего мира не являлась, в этот период, самостоятельной сферой человеческой мысли, экономические взгляды формулировались и высказывались философами, религиозными и политическими деятелями. Сами экономические взгляды были достаточно примитивными, связанными с конкретными формами организации производства, ведением хозяйства.
Однако при этом явно прослеживается эволюция экономических взглядов философов Древней Греции – Ксенофонта (430 – 354 гг. до н.э.), Платона (428 – 347 гг. до н.э.), Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.).
«Домострой» Ксенофонта дал название науке, которое используется до настоящего времени. «Домострой» – это и есть «Экономика», или искусство ведения домашнего хозяйства.
Аристотель подразделил все виды хозяйственной деятельности на экономику и хрематистику.
Экономика – это виды хозяйственной деятельности, направленные на удовлетворение насущных потребностей людей.
Хрематистика – деятельность ради обогащения, накопления больших состояний.
Первый вид деятельности подлежал, по мнению древних философов, всяческому поощрению и являлся почтенным и достойным. Второй – предосудительным и бесчестным.
Средние века – времена гораздо более приближенные к нашему времени дали для развития экономических взглядов гораздо меньше, чем предыдущий исторический период. В определенном смысле это время реакции, подавления свободной мысли. Поэтому мы наблюдаем здесь экономические взгляды, основанные, преимущественно, на взглядах Аристотеля, а также заметный оттенок богословия на экономических взглядах.
Тем не менее, представления доминиканского монаха Фомы Аквинского (1225 – 1274 гг.) – это значительный шаг вперед в развитии экономических взглядов. Переход к меркантилизму намечается в оценке Аквинским торговли, как занятия достойного, необходимость частной собственности, оправдание ссудного процента, как вознаграждения за риск и организацию кредита.
Для более полного ознакомления с вопросами темы рекомендуется литература:
1. Аникин А.В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей – экономистов до Маркса.- М.: Политиздат, 1985.
2. Всемирная история экономической мысли. М.: Мысль, 1987.,т.1.
3. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М., 2004.
Вопросы для самопроверки:
1. Каковы характерные признаки хозяйственной деятельности эпохи Древнего мира?
2. В каких государствах возникли и развивались экономические взгляды Древнего мира?
3. Кто из древних мыслителей ввел термин «экономика» и что он означал в те времена?
4. Присутствовала ли во взглядах мыслителей древности трактовка частной собственности?
5. Как определялось в экономических взглядах Древнего мира и средневековья отношение к ростовщичеству?
6. Присутствовала ли в первоначальных экономических взглядах идея социальной справедливости?
Тестовые вопросы:
1. Какой вид хозяйственных отношений был, по мнению мыслителей древности наиболее перспективным?
– рыночные отношения;
– натурально-хозяйственные отношения;
– крупная торговля;
– ростовщичество.
2. Почему законами Хаммурапи ограничивалось долговое рабство?
– оно сдерживало развитие рыночных отношений;
– оно было несправедливо;
– оно ограничивало налоговые поступления;
– оно разрушало основы натурального хозяйства.
3. К сфере хрематистики относится:
– мелкая торговля;
– земледелие;
– ремесло;
– ростовщичество;
– торгово-посреднические операции.
4. Деньги, по представлению Аристотеля, это:
– искусственное богатство;
– результат соглашения между людьми;
– стихийно выделившийся в качестве всеобщего
эквивалента товар.
5. «Справедливая цена» по Ф. Аквинскому это:
– цена, соответствующая затратам ресурсов;
– цена, учитывающая морально-этические нормы;
– цена, учитывающая и затраты ресурсов и морально-
этические нормы.






