Тема 1. Первоначальные экономические взгляды

Вопросы к теме:

1. Экономические представления эпохи Древнего мира.

2. Экономические учения средневековья.

Древний мир – это ранние классовые общества Древнего Востока, Греции и Рима. Хронологически – эпоха до нашей эры и до 5 века нашей эры. Обычно здесь рассматриваются экономические взгляды, существовавшие в древних Египте, Вавилоне, Китае, Индии, Греции и Риме.

Для указанного периода свойственен крайне низкий уровень производительных сил с преобладанием преимущественно натуральных, т.е. не предполагающих обмена хозяйственных отношений, широкое распространение рабского труда и экстенсивный тип воспроизводства, т.е. производство, повторяющееся из цикла в цикл в неизменных, а порой и в сокращающихся размерах.

Экономическая мысль древнего мира не являлась, в этот период, самостоятельной сферой человеческой мысли, экономические взгляды формулировались и высказывались философами, религиозными и политическими деятелями. Сами экономические взгляды были достаточно примитивными, связанными с конкретными формами организации производства, ведением хозяйства.

Однако при этом явно прослеживается эволюция экономических взглядов философов Древней Греции – Ксенофонта (430 – 354 гг. до н.э.), Платона (428 – 347 гг. до н.э.), Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.).

«Домострой» Ксенофонта дал название науке, которое используется до настоящего времени. «Домострой» – это и есть «Экономика», или искусство ведения домашнего хозяйства.

Аристотель подразделил все виды хозяйственной деятельности на экономику и хрематистику.

Экономика – это виды хозяйственной деятельности, направленные на удовлетворение насущных потребностей людей.

Хрематистика – деятельность ради обогащения, накопления больших состояний.

Первый вид деятельности подлежал, по мнению древних философов, всяческому поощрению и являлся почтенным и достойным. Второй – предосудительным и бесчестным.

Средние века – времена гораздо более приближенные к нашему времени дали для развития экономических взглядов гораздо меньше, чем предыдущий исторический период. В определенном смысле это время реакции, подавления свободной мысли. Поэтому мы наблюдаем здесь экономические взгляды, основанные, преимущественно, на взглядах Аристотеля, а также заметный оттенок богословия на экономических взглядах.

Тем не менее, представления доминиканского монаха Фомы Аквинского (1225 – 1274 гг.) – это значительный шаг вперед в развитии экономических взглядов. Переход к меркантилизму намечается в оценке Аквинским торговли, как занятия достойного, необходимость частной собственности, оправдание ссудного процента, как вознаграждения за риск и организацию кредита.

Для более полного ознакомления с вопросами темы рекомендуется литература:

1. Аникин А.В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей – экономистов до Маркса.- М.: Политиздат, 1985.

2. Всемирная история экономической мысли. М.: Мысль, 1987.,т.1.

3. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М., 2004.

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы характерные признаки хозяйственной деятельности эпохи Древнего мира?

2. В каких государствах возникли и развивались экономические взгляды Древнего мира?

3. Кто из древних мыслителей ввел термин «экономика» и что он означал в те времена?

4. Присутствовала ли во взглядах мыслителей древности трактовка частной собственности?

5. Как определялось в экономических взглядах Древнего мира и средневековья отношение к ростовщичеству?

6. Присутствовала ли в первоначальных экономических взглядах идея социальной справедливости?

Тестовые вопросы:

1. Какой вид хозяйственных отношений был, по мнению мыслителей древности наиболее перспективным?

– рыночные отношения;

– натурально-хозяйственные отношения;

– крупная торговля;

– ростовщичество.

2. Почему законами Хаммурапи ограничивалось долговое рабство?

– оно сдерживало развитие рыночных отношений;

– оно было несправедливо;

– оно ограничивало налоговые поступления;

– оно разрушало основы натурального хозяйства.

3. К сфере хрематистики относится:

– мелкая торговля;

– земледелие;

– ремесло;

– ростовщичество;

– торгово-посреднические операции.

4. Деньги, по представлению Аристотеля, это:

– искусственное богатство;

– результат соглашения между людьми;

– стихийно выделившийся в качестве всеобщего

эквивалента товар.

5. «Справедливая цена» по Ф. Аквинскому это:

– цена, соответствующая затратам ресурсов;

– цена, учитывающая морально-этические нормы;

– цена, учитывающая и затраты ресурсов и морально-

этические нормы.




double arrow
Сейчас читают про: