Философские проблемы социальной динамики

Источники и факторы социальной динамики. Эволюция и революция. Субъекты исторического процесса. Вопрос о динамике общества – это продолжающийся спор о преимущественно материальном либо духовном источнике социальных изменений. Большинство исследователей исходят из методологического положения, что источником изменений общества являются внутренние противоречия. Главное из них – противоречие между материальными и духовными потребностями и интересами людей, и возможностями их удовлетворения при данном уровне производства. Помимо экономики, на исторический процесс влияют также производные противоречия в других сферах. В социальной сфере это различие интересов социальных групп и слоев. В политической сфере – столкновение политических сил за власть, война и мир между народами. В духовной сфере – борьба в сознании разных идей, борьба традиций и новаций.

Среди множества объективных факторов, влияющих на характер развития общества, наиболее важными являются социально-экономические (научно-технический прогресс, изме­нения экономики и социальной структуры, характера и условий труда, способов распределения благ и др.); политические (характер исторической эпохи и острота социальных конфликтов, степень вовлечения масс в процессы принятия и исполнения государственных решений, особенности политической культуры и поведения граждан, уровень политических свобод и др.); природно-географические (климат, ландшафт, природные ресурсы и др.); демо­графические (здоровье и численность народонаселения, плотность расселения, баланс по половому и возрастному признакам, урбанизированность и др.); этнокультурные (национальный менталитет, система духовных ценностей, характер межкультурных взаимодействий и др.), технико-технологические (воздействие техники на содержание и темпы перемен, влияние технологий на образ жизни человечества и его деятельность, формирование особого технократического стиля мышления).

Основные механизмы социальной динамики – эволюция и революция. Эволюция в узком смысле – постепенные количественные изменения, не меняющие резко социально-экономический строй, но создающие устойчивый фундамент будущих перемен. Социальную деятельность эволюционного характера называют реформированием. Различают реформы, затрагивающие общество в целом, и частичные, по сферам и регионам. Последние два столетия страны мира вовлечены в процесс модернизации, означающий переход от традиционного общества к современному за счет комплексных реформ во всех сферах. Резкий пе­реход в экономике, политике, искусстве, морали к более прогрессивной ступени в историческом процессе при­нято называть социальной революцией. Социальная революция должна рассматриваться не только как политический переворот, но как целая цепь коренных реформ во всех сферах общества. Она может включать социальную, промышленную, научно-техническую, культурную революции, и растягиваться на десятилетия, как было в СССР. Революции, с одной стороны, разрешают многочисленные противоречия, с другой – несут разрушения. Поэтому в целом в социальной философии преобладало критическое от­ношение к революции как форме социальных изменений, и наиболее оправданной с точки зрения исторических результатов считается эволюция.

Традиционным философским вопросом является вопрос о субъектах исторического процесса. Субъекты – те участники исторического процесса, чья деятельность по изменению или сохранению общественных порядков отличается осо­знанием своих интересов, активностью, организованностью. В качестве социальных субъектов могут выступать отдельные индивиды (в том числе лидеры, исторические личности, активисты различных движений), социаль­ные группы, политические институты (государ­ство, партии, общественные организации и движения), элиты, народные массы.

Существуют разные точки зрения на роль личности в истории. В эпоху Просвещения широкое распространение получила позиция, преувеличивавшая роль выдающейся личности: королей, полководцев. Народ же рассматривался как безликая масса, направляемая лидерами. Другая точка зрения отстаивается в марксизме, а также у Л. Толстого, и связана с признанием народных масс в качестве главного субъекта общественного развития. Третья позиция выражена в философских взглядах Ф. Ницше, Р. Шпенглера, Х. Ортега-и-Гассета, А. Тойнби, политологов Г. Моски и В. Парето. Роль субъекта истории играет творческая, экономическая, техническая и политико-управленческая элита. В каждой из трех позиций есть рациональное зерно. История движется во взаимодействии масс, элит и личностей. При этом следует отметить, что одной из главных тенденций исторического развития является возрастание роли на­родных масс в истории.

Предмет философии истории. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Философия истории – это философская оценка и истолкование результатов исторических исследований. Это еще и самостоятельный раздел философии, который анализирует внутреннюю логику развития общества, единство и многомерность исторического процесса, проблемы причинности социальных явлений, устанавливает истинность исторических фактов, возможности и границы исторического знания. Основные вопросы, которые рассматриваются в философии истории:

– что заставляет развиваться человеческое общество?

– есть ли направление у истории, если есть, то какое?

– насколько история определяет наше настоящее и будущее?

– чего ждать людям в будущем?

– имеются ли в истории какие-либо законы, которые можно узнать и управлять историей, или в ней господствует непостижимая судьба?

Важнейшие системы философии истории:

– теологическая (движущая сила истории – Бог);

– метафизическая (движущая сила – судьба);

– идеалистическая (движущая сила – духовная жизнь человека);

– натуралистическая (движущая сила – природа человека, обладающего страстями, побуждениями);

– материалистически-экономическая философия истории (движущая сила – экономические отношения).

Существуют два подхода к определению общей направленности исторического процесса: линейныйи нелинейный. Линейный подход оценивает историю как поступательное восхождение общества к более совершенным состоя­ниям на основе преемственности накопленного опыта, знаний, а так­же как нисхождение общества к более простым состояниям. В рамках линейного подхода выделяют такие интерпретации истории, как регрессизм (античная философия, философия Древнего Востока, эколо­гический пессимизм) и прогрессизм (Л. Морган, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс). Социальный регресс – это процесс упрощения, деградации общества. Общественный прогресс отражает процесс по­ступательного движения общества по восходящей линии, ведущего к усложнению системно-структурной организации общества. При этом критерии прогрессивности могут быть разными: развитие производительных сил, науки и техники; рост уровня жизни, развитие демократии, духовное совершенствование человека и др.

Наиболее развитой вариант линейного прогрессистского подхода представлен в марксистской концепции общественно-экономических формаций. В ней исто­рия движется через смену основных этапов – общественно-эконо­мических формаций. В целом К. Марксом было выделено пять формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (социалистическая). Также им было указано на особый политико-экономический тип об­щества (фактически на шестую формацию) – «азиатский способ про­изводства». Однако в чистом виде ни в одной стране общественно-экономическая фор­мация не обнаруживается, так как общество всегда нахо­дится в процессе развития.

В нелинейном подходе к истории (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. А. Сорокин, К. Ясперс) она предстает как множество цивилизаций или культур. Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889–1975). Цивилизация, по Тойнби, – устойчивая общность людей, объеди­ненных духовными традициями, сходным образом жизни, географичес­кими, историческими рамками. Цивилизации могут быть основными и локальны­ми. Движущей силой истории является вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географи­ческое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия) и ответ цивилизации на вызов.

Линейный (формационный) и нелинейный подходы одновременно и альтернативны (как варианты классического и неклассического ре­шения этой проблемы) и дополняют друг друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: