Основные понятия. Волюнтаризм (во взглядах на общество)– это характеристика социально-политической практики, не считающейся с общественно-историческими за­конами и

Волюнтаризм (во взглядах на общество) – это характеристика социально-политической практики, не считающейся с общественно-историческими за­конами и руководствующейся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих ее лиц.

Закон соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил в рамках формационного подхода к анализу истории основной социальный закон, обеспечивающий смену общественно-экономических формаций; в основе механизма действия этого закона лежит конфликт между производительными силами и производственными отношениями, периодически возникающий в истории по причине консервативного характера производственных отношений.

Линейные интерпретации истории констатируют направленность и поступательность социокультурного развития общества. В зависимости от объяснения вектора этой направленности и характера смены состояний общества, различают «регрессизм» (Августин Аврелий, Ж.Ж.Руссо и др.) и «прогрессизм» (Г.Гегель, К.Маркс). В современных компромиссных вариантах подчеркивается роль социокультурных обстоятельств и возможность вариативного развития истории («Пределы роста» Д.Медоуза, конфликта цивилизаций С.Хантингтона и др.).

Материалистическое понимание истории марксистский принцип, утверждающий, что условия человеческой жизнедеятельности, общественное бытие определяют взгляды людей, их целевые установки, ценностные ориентиры и теории.

Нарратив (от лат. рассказ) категория философии постмодерна, выражающая полный субъективизм и относительность интерпретации истории. Для классического подхода к описанию исторических событий были характерны онтологическое обеспечение (поиск реальных следов этих событий) и стремление объяснить их причины и смысл, исходя из общей картины эпохи (например, борьбы классов). Однако наличие в мире множества совершенно разных версий и оценок одних и тех же событий привело к представлению о нарративном характере истории. Т.о., нарратив – свободный и субъективный ее пересказ, где значение имеет не то, что было в действительности, а значимость самого акта рассказа.

Нелинейные интерпретации истории своим истоком имеют древние представления о круговороте событий и получили распространение в концепциях Просвещения в форме цивилизационно-циклической модели истории (Дж.Вико, И.В.Гете). В дальнейшем это концепции культурно-исторических типов Н. Данилевского, «морфологии культуры» О. Шпенглера, «локальных» цивилизаций А.Тойнби и др.

Общественное сознание это совокупность идей, теорий, взглядов, традиций, а также привычек и настроений людей, в которых отражается жизнь общества.

Общественно-экономическая формация (в марксизме) исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии; смена формаций осуществляется через социальную революцию.

Провиденциализм система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение.

Революция коренное качественное изменение, глубокий прерыв непрерывности в развитии явлений природы (появление новой фор­мы движения материи), в обществе (социальная, политическая и др.), в познании (революция в науке).

Социальный детерминизм философский принцип, утверждающий закономерный характер развития общественной жизни.

Социальный прогресс это процесс направленного, поступательного и необратимого развития общественной жизни в целом или отдельных ее сторон.

Способ производства – исторически определенный способ добыва­ния материальных благ: единство производительных сил и производ­ственных отношений.

Фатализм философская концепция, согласно которой мировой процесс, включая жизнь человека и развитие общества, предопределен высшей волей, роком, судьбой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: