Формирование и развитие организационной культуры

В условиях нестабильности и неравновестности процессов развития очень часто можно услышать слова руководителей высшего звена о том, что для улучшения работы организации и повышения эффективности управления переменами необходимо изменить ее культуру. Несмотря на столь высокий интерес, корпоративная культура все еще остается неустойчивым понятием, так как не имеет единого определения, и различные авторы выделяют в ней различные элементы системы. Она действительно играет важную роль в реализации перемен и с точки зрения практиков определяется как: «Это то, каким образом мы здесь все делаем». Корпоративная культура отражает стиль управления, ценности и этику компании, а также включает следующие элементы: убеждения, ценности, нормы, стиль и др.

Убеждения и ценности: это то, что объединяет организацию и персонал. При этом имеются в виду ценности, общие для всей компании. Так, например: «Я верю, что наша компания борется за лидерство на региональном рынке».

Нормы – это принятая в данной компании модель поведения, например: манера проведения совещаний, обращение друг к другу, стандарты в одежде и др.

Стиль: стиль управления и модель поведения руководителей, например: политика открытых дверей; уважение власти; принцип принятия решений; доступ к информации: открытый для всех или по мере необходимости.

Существует и другой подход к выделенным элементам культуры, который состоит в том, что убеждения и ценности рассматриваются как категории, существующие под поверхностью организации, а нормы и стиль — над ней. Согласно такому подходу, становится очевидным, что достаточно сложно узнать, о чем люди думают, как в случае с убеждениями и ценностями. Однако определить стиль управления в организации сравнительно легко. Для этого необходимо наблюдать за работой менеджеров, выделяя критерии качества работы как при обслуживании клиентов, так и при работе с персоналом. Результат говорит об уровне культуры организации. Обратите внимание на то, каким образом в организации решаются проблемы: создается комиссия или все поручается одному человеку; как проводятся совещания - они начинаются и заканчиваются вовремя или сотрудники засиживаются допоздна. Очень много о культуре могут сказать взаимоотношения руководителей между собой. Таким образом, подобные наблюдения могут приоткрыть многие аспекты культуры компании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: