Обычно размышления об обществе начинаются с рассмотрения взаимоотношения человек — общество. На этот счет существуют три основные концепции.
1 концепция индивидуалистическая | Гоббс, Локк, Кант и их многочисленные последователи. Философия Нового времени | общество составлено из индивидов и образуется от сложения их способностей, поведения, действий | О ↑ И |
2 концепция коллективистическая | прежде всего Гегель и особенно Маркс - рационалисты Нового времени | Общество первично, а индивид вторичен. Каждый человек находит общество как уже нечто данное. Здесь у индивида нет выбора, его жизнь определяется обществом. | О ↓ И |
3 концепция | Современный взгляд | постоянно возобновляющийся процесс: общество производит индивидов, которые в свою очередь производят общество. | О ↕ И И И |
Но и вторая концепция оказалась с недостатками: она не учитывала своеобразие, свободу индивидов, их творчество. Поэтому в наши дни стремятся соединить достоинства индивидуалистической (первичен индивид) и коллективистской (первично общество) интерпретаций общества. Имеется в виду, что обе интерпретации должны все время дополнять друг друга: в
|
|
Природа и общество. Общество отличается от природы? Чем именно общество отличается от природы? Если мы укажем на их отличие, то тем самым установим природу общества. Было найдено два главных отличия общества от природы.
• Общество в отличие от природных систем не существует независимо от идей, представлений, ценностей, интерпретаций людей.
• Смысл социальных действий людей определяется их ценностями. Природные неживые объекты взаимодействуют между собой, и все тут. Они не взаимодействуют во имя чего-то. Животные питаются, размножаются, реализуют свои инстинкты, сознательной деятельности у них либо вообще нет либо она находится в зачаточном состоянии (у животных, разумеется, есть психика, ее изучает зоопсихология).
И снова напрашиваются вопросы: что такое идеи, ценности? Что такое деятельность? Чтобы ответить на эти вопросы, нужна... философия. Нам ничего не остается, как рассмотреть различные философские интерпретации природы общества.