Для чистого монополиста кривая спроса на продукцию фирмы есть отраслевая кривая спроса.
Выбирая цену, монополист тем самым выбирает объем выпуска. И наоборот, выбирая объем выпуска монополист выбирает цену:
- Если цена растет, то объем выпуска уменьшается.
- Если объем выпуска растет, то цена падает.
- Если объем выпуска уменьшается, то цена растет.
Кривая рыночная спроса накладывает ограничения на возможности монополиста реализовать монопольную власть. Чтобы продать рыночную продукцию, монополист должен снижать цену, и притом цену не только последней единицы товара, а цену всей партии.
Рассмотрим конкретный пример:
P | Q | TR=PQ | MR |
- | |||
-2 |
Из таблицы видно:
- увеличение спроса может быть достигнуто снижением цены
- MR < P, кроме первой единицы блага
- графически данная ситуация выглядит так:
Из рисунка видно, что линия MR лежит ниже кривой спроса, т.к. MR < P. Если график спроса имеет вид прямой, то линия предельных издержек также прямая. График предельных издержек пересекает отрезок ОА пополам (О – начало координат, А – точка пересечения графика спроса с осью OQ).