Под пропускной способностью тротуара или перехода, предназначенного для пешеходов, следует понимать максимальное количество людей, которое может пройти через его поперечное сечение за расчетный период времени при обеспечении удобства и безопасности пешеходного движения. Пропускную способность пешеходных путей можно также оценивать как приведенную к одной полосе движения пешеходов (шириной 0,75— 1,0 м).
Величина пропускной способности элементарной полосы шириной В=1м, может быть определена выражением
Рпеш = 3600 Vпеш qпеш B, (5)
где Vпеш — скорость пешеходов, м/с;
qпеш — плотность потока пешеходов, чел/м2.
Для обеспечения свободного движения пешеходов на значительные расстояния (т. е. вдоль тротуара) необходимо, чтобы дистанция между пешеходами была не менее 2 м (при ширине полосы 1 м плотность qпеш = 0,5 чел /м2). Таким образом, теоретическая пропускная способность полосы с учетом того, что скорость движения пешеходов при указанной плотности потока на тротуаре составит около 0,8 м/с, равна примерно 1400 чел/ч. Фактическая ниже в связи с неравномерностью пешеходного потока и помехами встречного движения.
На пешеходных переходах скорость пешеходов увеличивается. Поэтому теоретическая пропускная способность для полосы пешеходного перехода шириной 1 м может быть принята (для летних условий) до 1800 чел/ч. В рекомендациях главы СНиП II 60—75 приводится пропускная способность более узкой полосы (0,75 м), равная 1000—1200 чел/ч, причем учитывается неизбежная неравномерность пешеходного потока.
Пропускную способность пешеходных путей необходимо проверять для наиболее стесненного участка пешеходного пути. Так, если на пешеходном пути встречаются лестница, пандусы или участки со значительным уклоном (>2-3%), эти места будут ограничивать пропускную способность пути. Величина Рпеш полосы движения горизонтального тротуара, пандуса с уклоном 1:10 и лестницы характеризуется примерно соотношением 1:0,85:0,5.