Планирование перевозок грузов является важной экономической задачей, занимающей ключевое место среди других проблем планирования. Большое значение имеет задача о минимизации транспортных издержек при перевозках однородных грузов из пунктов производства в пункты потребления, например, древесины с нижних складов к деревообрабатывающим предприятиям, строительных материалов с баз на стройплощадки и т.п.
Пусть
поставщиков
располагают
единицами некоторого однородного продукта (груза), и этот продукт должен быть доставлен
потребителям
в количествах
соответственно. Известны стоимости
,
,
перевозки единицы груза от поставщика
потребителю
. Следует определить план перевозок, позволяющий вывезти все грузы, полностью удовлетворить потребности и имеющий наименьшие суммарные транспортные затраты.
Модель транспортной задачи называется закрытой (или сбалансированной), если суммарные запасы груза равны суммарным потребностям, т.е.
. Если это условие не выполняется, то модель называется открытой (или несбалансированной). Открытая модель легко сводится к закрытой путем введения фиктивного поставщика (если потребности превышают запасы) или фиктивного потребителя (если запасы превышают потребности). Поэтому мы ограничимся рассмотрением только закрытой модели.
План перевозок транспортной задачи можно представить в виде матрицы
, где
– количество единиц груза, перевозимого от поставщика
потребителю
,
,
. Естественно предполагать, что
.
Стоимость перевозки груза от
к
составит
. Следовательно, суммарные транспортные расходы по плану
составят
. (3.1)
Система ограничений получается из следующих соображений. Все запасы из пункта
должны быть вывезены, т.е.
,
. (3.2)
Все потребности пункта
должны быть удовлетворены, т.е.
,
. (3.3)
Таким образом, математическая модель транспортной задачи состоит в определении неотрицательного плана перевозок
, для которого выполняются условия (3.2) и (3.3), а целевая функция (3.1) принимает наименьшее значение. Доказано, что транспортная задача с закрытой моделью всегда разрешима, т.е. она имеет оптимальное решение.
Специфика ограничений транспортной задачи значительно облегчает применение симплексного метода для ее решения. Симплексный метод сводится к методу потенциалов, при использовании которого можно обойтись без составления симплексных таблиц, заменив их таблицами перевозок вида табл. 3.1.
Т а б л и ц а 3.1
| Пункты отправления и запасы груза | Пункты назначения и потребности | |||||||
|
| … |
| |||||
|
| … |
| |||||
|
|
|
| … |
| |||
|
|
| ||||||
|
|
|
| … |
| |||
|
|
| ||||||
| … | … | … | … | … | … | |||
|
|
|
| … |
| |||
|
|
|






