Конституция РФ провозглашает признание и гарантирование МСУ, которое получает в ней статус одной из основ конституционного строя страны (главы 1, 8).
Развивая конституционную модель МСУ, Закон от 06.10.2003 характеризует его как форму осуществления народом своей власти. Данная форма обеспечивает в пределах, установленных Конституцией РФ, ФЗ, а в случаях, установленных ФЗ, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы МСУ вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций (статья 1 ФЗ от 06.10.2003).
Согласно Закону от 28.08.1995 МСУ – это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы МСУ вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Оба определения в основном совпадают. Ключевое отличие современного подхода – прямая характеристика МСУ как формы народовластия, что точно отражает роль МСУ в системе народовластия (статья 3 Конституции РФ).
|
|
В обоих определениях МСУ наделяется качеством самостоятельной и под свою ответственность активности (решения вопросов МСУ, деятельности по решению вопросов МСУ). Оба Закона вслед за Конституцией говорят о признании и гарантировании МСУ.
Развитие.
МСУ в России существует и развивается с древнейших времен. То, исчезая, то, вновь появляясь, оно, сопровождает всю историю нашей страны. Зародившись еще в средние века, и угасшее во времена правления Ивана Грозного, оно вновь возрождается в XVI столетии. А уж сколько раз МСУ подвергалось реформированию: Иван Грозный и Петр I, Екатерина Великая и Александр II и др. властители искали наиболее подходящие формы МСУ.
Так или иначе, но к 1917 году в России сформировалась развитая система МСУ, состоящая из:
самоуправления крестьянских общин и волостей;
самоуправления земств, городов и уездов;
самоуправления дворянского и мещанского сословий.
Формы самоуправления, существовавшие в дореволюционной России:
· самоуправление казачьих земель;
· самоуправление университетов;
· самоуправление национальных территорий, например Финляндии и Средней Азии.
К сожалению, как отмечают исследователи, у русского общественного строя был органический недостаток — изолированность, обособленность друг от друга самоуправляющихся обществ, делающих их беззащитными перед центральной властью. Отсутствовало необходимое взаимодействие соседних самоуправляющихся территорий. Нехватка горизонтальных связей, излишняя замкнутость управления на бюрократизированый центр в конечном итоге привели к разрушению МСУ после событий 1917 года
|
|
В Советском государстве с первых лет его существования создается единая система Советов – свеху донизу. Ее низовые звенья выполняли функции местных органов государственной власти и местных органов государственного управления. Такое построение способствовало быстроте и согласованности действий всех звеньев, но существенно ограничивало самостоятельность местных органов. Лозунг "повышение роли Советов" оставался неизменным несколько десятилетий, отражая устойчивую зависимость их положения от центра и партийных органов. Советский период идеи МСУ не были полностью чужды доктрине и практике тех лет. Однако формирование МСУ было начато лишь в 1990-е годы.
Формирование МСУ было начато по российской традиции — “сверху”. После силового “упразднения” Верховного Совета России в октябре 1993 года советская власть на местах в большинстве субъектов РФ была демонтирована, а для замены понадобилось МСУ.
Чуть ранее принимаются правовые основы становления МСУ в России:
в 1990 году Верховный Совет СССР принял Закон "Об общих началах МСУ и местного хозяйства в СССР",
в 1991 году в РСФСР был утвержден Закон «О МСУ»,
в 1993 году – принципиальные положения о МСУ были закреплены в Конституции РФ.
Новый курс и новые правовые акты способствуют масштабному развитию идей и институтов МСУ. В областях, городах и районах стали создаваться самоуправленческие органы. Процесс протекал быстро и в то же время весьма болезненно. И не случайно подготовка Федерального закона "Об общих принципах организации МСУ в РФ" была столь длительной и противоречивой. Многократно обсуждались разные концепции, проводились парламентские слушания и семинары, изучался и учитывался многообразный местный и международный опыт.
Интересно заметить, что во время принятия закона подразумевалось, что вся Россия, подобно европейским странам и США, покроется муниципальными образованиями. Однако низкая гражданская активность россиян позволила местным элитам, сориентированным на сохранение прежней административно-командной вертикали, провести на референдумах решения, по которым муниципальным образованием становился, как правило, район. Районы сохранили "вассальную" зависимость от государственной власти субъекта Федерации. Назначаемые ею главы сельских и поселковых администраций оказались неподотчетны жителям. Местная власть еще больше отдалилась от народа.
Не обошлось и без «копирования» чужих норм. Отмечают, что для формирования федерализма и развития самоуправления в современной России существенным является тот факт, что в основу их положены соответственно германская модель федерализма и англосаксонская модель МСУ (органы МСУ имеют право предпринимать только те действия, которые прямо разрешены им законом. В случае нарушения этого правила, акты органов местной власти будут признаны судом не имеющими силы, поскольку изданы с превышением полномочий; органы МСУ напрямую не подчинены органам государственной власти).