В реальных условиях отделить аварийно-спасательные работы от других неотложных работ затруднительно, причем для значительной части работ различие оказывается чисто условным. Поэтому в практике аварийно-спасательного дела и закрепился общий термин АСДНР (аварийно-спасательные и другие неотложные работы).
Объем и условия проведения АСДНР во многом зависят от масштабов аварий и катастроф. Наиболее сложные условия для ведения АСДНР могут возникать в очаге комбинированного поражения. В зависимости от объема работ для ликвидации последствий ЧС привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность АСДНР.
Непрерывность работ достигается:
– своевременным наращиванием усилий;
– умелым маневром силами и средствами;
– своевременной заменой подразделений;
– полным обеспечением их материальными средствами;
– быстрым ремонтом и возвращением в строй поврежденной техники.
Успех проведения мероприятий по ликвидации ЧС, выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ достигается:
|
|
– заблаговременной и целеустремленной подготовкой органов управления, сил и средств РСЧС к действиям при угрозе и возникновении ЧС;
– экстренным реагированием РСЧС на возникновение ЧС, организацией эффективной разведки, приведением в готовность органов управления, сил и средств, своевременным выдвижением их в зону ЧС, развертыванием системы управления, необходимых сил и средств;
– принятием обоснованного решения на ликвидацию ЧС и последовательным претворением его в жизнь;
– непрерывным, твердым и устойчивым управлением работами (их планирование, координация, контроль) и тесным взаимодействием участников в ходе работ;
– непрерывным ведением аварийно-спасательных и других неотложных работ днем и ночью, в любую погоду до полного их завершения, с применением способов и технологий, обеспечивающих наиболее полное использование возможностей аварийно-спасательных формирований;
– неуклонным выполнением участниками работ установленных режимов работы и мер безопасности, своевременной сменой формирований в целях восстановления их работоспособности;
– организацией бесперебойного и всестороннего материально-технического обеспечения работ, жизнеобеспечения населения и участников работ, оказанием им психологической помощи.
Заблаговременная подготовка в стране к ликвидации возможных ЧС организуется и проводится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, установленными Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» на основе соответствующих программ и планов.
|
|
Основными заблаговременными мероприятиями, обеспечивающими создание действенных предпосылок для успешной ликвидации в последующем ЧС являются:
– подготовка должностных лиц, органов управления, формирований и населения к действиям в ЧС;
– создание группировок сил, нацеленных на защищаемые территории;
– проведение необходимого технического оснащения органов управления и сил РСЧС;
– поддержание в готовности органов управления, сил и средств РСЧС;
– создание резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
– планирование возможных действий по ликвидации ЧС;
– организация взаимодействия между подсистемами и звеньями РСЧС;
– осуществление постоянного контроля за обстановкой в стране (регионе, на территории субъекта РФ), связанной с ЧС.
Успех ликвидации ЧС в решающей степени зависит от организации действий органов управления и сил РСЧС, эффективности управления проведением АСДНР.
В основе организации этих работ лежат заблаговременно разработанные на всех уровнях РСЧС, во всех ее подсистемах и звеньях планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Эти планы разрабатываютсяна основе:
– оценки риска возникновения ЧС для соответствующей территории;
– прогнозирования вариантов возможной при этом обстановки;
– анализа возможных решений на проведение работ.
В целях согласования содержания планов исходные данные, необходимые для планирования, доводятся до подведомственных органов управления и сил РСЧС. Со стороны вышестоящих органов управления РСЧС осуществляется методическое руководство планированием. Разработанные проекты планов рассматриваются, согласовываются и утверждаются председателями соответствующих вышестоящих комиссий по ЧС.
В региональных центрах (РЦ) по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий разрабатываются планы действий (взаимодействия), являющиеся составными частями федерального плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Они согласовываются с органами исполнительной власти субъектов РФ в границах региона и органами военного командования. В соответствии с решением начальников РЦ ГОЧС в войсках ГО, привлекаемых к ликвидации ЧС и размещенных на территории региона, разрабатываются применительно к обслуживающим территориям планы приведения в готовность и планы действий.
Планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС уточняются при возникновении угрозы и непосредственно в процессе работ по ликвидации ЧС.
3.2. Порядок организации и осуществления аварийно-спасательных и других неотложных работ
Ликвидация ЧС организуется и осуществляется в соответствии с решением руководителя ликвидации ЧС и решениями комиссий по ЧС, которые являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне возникшей ЧС.
На отдельных участках зоны ЧС в ходе АСДНР решения в соответствии с поставленными задачами и выводами из оценки обстановки, сложившейся на участках их действий, принимают командиры (начальники) действующих там формирований (подразделений). Руководители всех уровней несут личную ответственность за принимаемые решения, использование подчиненных сил и результаты работ.
Исходными данными для принятия решения о ликвидации ЧС являются:
– задача, поставленная вышестоящим органом управления;
– данные разведки об обстановке в зоне ЧС;
– выводы из оценки обстановки в зоне ЧС;
– оценка возможностей имеющихся и прибывающих сил и средств;
– выводы из оценки местности, погоды, их возможного влияния на ход работ.
|
|
Для своевременной подготовки к ликвидации прогнозируемой ЧС или для непосредственного проведения её ликвидации органы управления, силы и средства РСЧС в пределах конкретной территории в зависимости от обстановки и масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления переводятся в режим повышенной готовности или режим ЧС.
Решение на перевод принимают соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления. Каждый из названных режимов функционирования характеризуется выполнением органами управления и силами РСЧС комплекса мероприятий, направленных на последовательное повышение их готовности к действиям по предназначению в соответствии с изменением обстановки и масштабом прогнозируемой или возникшей ЧС.
АСДНР организуются и ведутся на основе единого замысла с предоставлением руководителями ликвидации ЧС подчиненным инициативы в выборе конкретных методов и технологий управления и ведения работ в соответствии с реальной обстановкой. При этом строго соблюдается принцип централизации управления.
Развертывание органов управления и наращивание группировки сил для организации и ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ осуществляется по мере приведения их в готовность и выдвижения в зону ЧС.
В первую очередь (первый эшелон) в зону ЧС вводятся:
– подразделения разведки и формирования (подразделения) постоянной готовности (территориальные поисково-спасательные отряды и службы, дежурные подразделения воинских частей ГО, ведомственные формирования постоянной готовности);
– оперативные группы органов управления РСЧС (ими организуется разведка зоны ЧС, пострадавших объектов и населенных пунктов, проводятся первоочередные мероприятия по защите населения).
Во втором эшелоне вводятся соединения и воинские части ГО, территориальные и ведомственные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования, с помощью которых организуется проведение полномасштабных АСДНР.
|
|
В дальнейшем (третий эшелон), при необходимости, осуществляется наращивание сил и средств, привлекаемых к ликвидации ЧС.
АСДНР ведутся, как правило, непрерывно, днем и ночью, в любую погоду. При крупных авариях и катастрофах, больших объемах АСДНР и в сложных условиях их проведения работы организуются в 2-3 смены. При постановке задач ночным сменам предусматривается, что темп работ ночью должен быть таким же, как и в дневных условиях, но, учитывая более сложные условия, заданный объем работ соответственно уменьшается. Смена формирований (подразделений) проводится непосредственно на рабочих местах. При этом тяжелая инженерная техника обычно не выводится, а передается подразделению (формированию), прибывшему на смену, непосредственно на месте работ.
Чрезвычайная ситуация считается ликвидированной, еcли:
– устранена или снижена до приемлемого уровня непосредственная угроза жизни и здоровью людей;
– локализовано или подавлено воздействие поражающих факторов;
– организовано первоочередное жизнеобеспечение населения. Решение о завершении АСДНР и переходе соответствующих подсистем и звеньев РСЧС на режим повседневной деятельности принимает руководитель работ или комиссия по ЧС, осуществлявшие руководство её ликвидацией.