Мероприятия, обеспечивающие ликвидацию ЧС

В реальных условиях отделить аварийно-спасатель­ные работы от других неотложных работ затруднительно, при­чем для значительной части работ различие оказывается чисто условным. Поэтому в практике аварийно-спасательного дела и закрепился общий термин АСДНР (аварийно-спасательные и другие неотложные работы).

Объем и условия проведения АСДНР во многом зависят от мас­штабов аварий и катастроф. Наиболее сложные условия для ведения АСДНР могут возникать в очаге комбинированного поражения. В за­висимости от объема работ для ликвидации последствий ЧС привле­каются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность АСДНР.

Непрерывность работ достигается:

– своевременным наращиванием усилий;

– умелым маневром силами и средствами;

– своевременной заменой подразделений;

– полным обеспе­чением их материальными средствами;

– быстрым ремонтом и возвра­щением в строй поврежденной техники.

Успех проведения мероприятий по ликвидации ЧС, выполнению аварийно-спасательных и других нео­тложных работ достигается:

– заблаговременной и целеустремленной подготовкой органов управления, сил и средств РСЧС к действиям при угрозе и воз­никновении ЧС;

– экстренным реагированием РСЧС на возникновение ЧС, организацией эффективной разведки, приведением в готов­ность органов управления, сил и средств, своевременным выдвижением их в зону ЧС, развертыванием системы управления, необходимых сил и средств;

– принятием обоснованного решения на ликвидацию ЧС и последовательным претворением его в жизнь;

– непрерывным, твердым и устойчивым управлением работами (их планирование, координация, контроль) и тесным взаимодей­ствием участников в ходе работ;

– непрерывным ведением аварийно-спасательных и других нео­тложных работ днем и ночью, в любую погоду до полного их завершения, с применением способов и технологий, обеспечива­ющих наиболее полное использование возможностей аварий­но-спасательных формирований;

– неуклонным выполнением участниками работ установленных режи­мов работы и мер безопасности, своевременной сменой формирований в целях восстановления их работоспособности;

– организацией бесперебойного и всестороннего материально-технического обеспечения работ, жизнеобеспечения населения и участников работ, оказанием им психологической помощи.

Заблаговременная подготовка в стране к ликвидации возмож­ных ЧС организуется и проводится федераль­ными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного са­моуправления в соответствии с их полномочиями, установ­ленными Федеральным законом «О защите населения и террито­рий от ЧС природного и техногенного характера» на основе соответствующих программ и планов.

Основными заблаговременными мероприятиями, обеспечива­ющими создание действенных предпосылок для успешной ликви­дации в последующем ЧС являются:

– подготовка должностных лиц, органов управления, формиро­ваний и населения к действиям в ЧС;

– создание группировок сил, нацеленных на защищаемые тер­ритории;

– проведение необходимого технического оснащения органов уп­равления и сил РСЧС;

– поддержание в готовности органов управления, сил и средств РСЧС;

– создание резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

– планирование возможных действий по ликвидации ЧС;

– организация взаимодействия между подсистемами и звеньями РСЧС;

– осуществление постоянного контроля за обстановкой в стране (ре­гионе, на территории субъекта РФ), связанной с ЧС.

Успех ликвидации ЧС в решающей сте­пени зависит от организации действий органов управления и сил РСЧС, эффективности управления проведением АСДНР.

В основе организации этих работ лежат заблаговременно раз­работанные на всех уровнях РСЧС, во всех ее подсистемах и зве­ньях планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Эти планы разрабатываютсяна основе:

– оценки риска возникновения ЧС для соответствующей терри­тории;

– прогнозирования вариантов возможной при этом обстановки;

– ана­лиза возможных решений на проведение работ.

В целях согласования содержания планов исходные данные, необходимые для планирования, доводятся до подведомственных органов управления и сил РСЧС. Со стороны вышестоящих ор­ганов управления РСЧС осуществляется методическое руковод­ство планированием. Разработанные проекты планов рассматриваются, согласовываются и утверждаются председа­телями соответствующих вышестоящих комиссий по ЧС.

В региональных центрах (РЦ) по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бед­ствий разрабатываются планы действий (взаимодей­ствия), являющиеся составными частями федерального плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Они согласо­вываются с органами исполнительной власти субъектов РФ в границах региона и органами военного командования. В соответствии с решением начальников РЦ ГОЧС в войсках ГО, привлекаемых к ликвидации ЧС и разме­щенных на территории региона, разрабатываются применительно к обслуживающим территориям планы приведения в готовность и планы действий.

Планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС уточняются при возникновении угрозы и непосредственно в процессе работ по ликвидации ЧС.

3.2. Порядок организации и осуще­ствления аварийно-спасательных и других неотложных работ

Ликвидация ЧС организуется и осуще­ствляется в соответствии с решением руководителя ликвидации ЧС и решениями комиссий по ЧС, которые являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне возникшей ЧС.

На отдельных участках зоны ЧС в ходе АСДНР решения в соответствии с поставленными задачами и вы­водами из оценки обстановки, сложившейся на участках их дей­ствий, принимают командиры (начальники) действующих там формирований (подразделений). Руководители всех уровней несут личную ответственность за принимаемые решения, исполь­зование подчиненных сил и результаты работ.

Исходными данными для принятия решения о ликвидации ЧС являются:

– задача, поставленная вышестоящим органом управления;

– данные разведки об обстановке в зоне ЧС;

– выводы из оценки обстановки в зоне ЧС;

– оценка возможностей имеющихся и прибывающих сил и средств;

– выводы из оценки местности, погоды, их возможного влияния на ход работ.

Для своевременной подготовки к ликвидации прогнозируемой ЧС или для непосредственного проведения её ликвидации органы управления, силы и средства РСЧС в преде­лах конкретной территории в зависимости от обстановки и мас­штаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправ­ления переводятся в режим повышенной готовности или режим ЧС.

Решение на перевод принимают соот­ветствующие органы исполнительной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления. Каждый из названных режимов функционирования характеризуется вы­полнением органами управления и силами РСЧС комплекса мероп­риятий, направленных на последовательное повышение их готов­ности к действиям по предназначению в соответствии с изменением обстановки и масштабом прогнозируемой или возникшей ЧС.

АСДНР организуют­ся и ведутся на основе единого замысла с предоставлением руководи­телями ликвидации ЧС подчиненным ини­циативы в выборе конкретных методов и технологий управления и ведения работ в соответствии с реальной обстановкой. При этом строго соблюдается принцип централизации управления.

Развертывание органов управления и наращивание группировки сил для организации и ведения аварийно-спасательных и других неотлож­ных работ осуществляется по мере приведения их в готовность и выд­вижения в зону ЧС.

В первую очередь (первый эшелон) в зону ЧС вводятся:

– подразделения разведки и формирования (под­разделения) постоянной готовности (территориальные поисково-спасательные отряды и службы, дежурные подразделения воинских частей ГО, ведомственные форми­рования постоянной готовности);

– оперативные группы органов управления РСЧС (ими организуется разведка зоны ЧС, пострадавших объектов и населенных пунктов, проводятся первоочередные мероприятия по защите населения).

Во втором эшелоне вводятся соединения и воинские части ГО, территориальные и ведомственные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования, с помощью которых организуется проведение полномасштабных АСДНР.

В дальней­шем (третий эшелон), при необходимости, осуществляется нара­щивание сил и средств, привлекаемых к ликвидации ЧС.

АСДНР ведут­ся, как правило, непрерывно, днем и ночью, в любую погоду. При крупных авариях и катастрофах, больших объемах АСДНР и в сложных условиях их проведения работы организуются в 2-3 смены. При постанов­ке задач ночным сменам предусматривается, что темп работ но­чью должен быть таким же, как и в дневных условиях, но, учи­тывая более сложные условия, заданный объем работ соответственно уменьшается. Смена формирований (подразде­лений) проводится непосредственно на рабочих местах. При этом тяжелая инженерная техника обычно не выводится, а передается подразделению (формированию), прибывшему на смену, непос­редственно на месте работ.

Чрезвычайная ситуация считается ликвидированной, еcли:

– ус­транена или снижена до приемлемого уровня непосредственная угроза жизни и здоровью людей;

– локализовано или подавлено воздействие поражающих факторов;

– организовано первоочеред­ное жизнеобеспечение населения. Решение о завершении АСДНР и переходе соот­ветствующих подсистем и звеньев РСЧС на режим повседневной деятельности принимает руководитель работ или комиссия по ЧС, осуществлявшие руководство её ликви­дацией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: