double arrow

Учение о «четырех природах»

Все существующее Эриугена называет природой, и поскольку Бог существует, постольку и Бог есть природа. Бог творит наш мир, но творит не в однократном своем творении, а в некоем вневременном созидании. Это созидание Эриугена описывает в виде четырех этапов, четырех ступеней. Первая ступень — это «природа не сотворенная, но творящая». Второй этап — «природа сотворенная и творящая». Третий этап — «природа сотворенная и нетворящая». И четвертый этап — «природа несотворенная и нетворящая». Как понимать эти четыре ступени творения?

Первая ступень процесса — это Бог как причина всего. Только Бог несотворен и творит. На втором этапе Бог творит пятнадцать божественных идей: благость, сущность, жизнь, разум, интеллигенция, мудрость, сила, блаженство, истина, вечность, величие, любовь, мир, единство, совершенство. Для Бога существуют только эти идеи. Но сам мир есть дальнейшее раскрытие божественных идей. Это третий этап - мир сотворенный и нетворящий. И на четвертом этапе Бог возвращается Сам к Себе как цели всего и поэтому уже не творит. На четвертом этапе Бог есть природа несотворенная и нетворящая. Бог существует во всех четырех формах природы.

Человек может познать Бога только через познание Его идей. Человек есть образ Божий, Его мысль, познающая сама себя. Смысл жизни человека состоит в том, чтобы очиститься от всего, что не сответствует ему как образу Божию. Человек должен объединить в себе духовную и материальную природы и воссоединиться с Богом. Первым этапом этого объединения является физическая смерть человека, ибо в момент смерти умирают животные стремления и низшие потребности. Второй этап — это воскресение из мертвых, которое будет состоять в новом соединении душ с телами. Третий этап есть полное превращение тела в дух, и вообще всего низшего в человеке в высшее. Низшее при этом не отменяется, а объединяется с высшим. Впервые этот процесс был совершен в Иисусе Христе, а через Него человек тоже может достичь этого объединения.

В конце концов, при помощи Иисуса Христа все материальное творение одухотворится светом второго пришествия Иисуса Христа, и все возвратится в божественную природу и успокоится в ней. Поэтому и четвертый этап является той самой природой несотворенной и нетворящей.

Впоследствии на соборах в Валенсии и Лангре в 855 и 859 гг. его учение было осуждено как возврат к Оригену, а в 1225 г. папа Гонорий III осудил к сожжению все экземпляры книги «О разделении природы».

2. Номинализм и реализм в средневековой философии. Росцеллин. Ансельм Кентерберийский.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: