· либеральные выступления;
· протекционистская практика;
· домагание доминировать в валютной сфере;
· неравноправные тарифные договора;
· конкуренция с нарушениями экономических норм;
·
безмерный торговый экспансионизм.
² потеря экономической независимости слабых государств;
² безработица;
² угроза стабильности общей ситуации в мире.
Цель экономической разведки — обеспечение конкурентного преимущества для достижения успеха в рыночной экономике.
Принципы экономической разведки:
b Подчиненность задач и целей национальным экономическим интересам;
b Независимость выбора объектов экономической разведки от политических, военных и других отношений между государствами;
b Постоянность ведения;
b Стимулирование экономической разведки компаниями, фирмами и финансово-промышленны- ми группами, которые заинтересованные в разведывательной информации;
b
Дестабилизирующее и деструктивное влияние на объекты экономики и экономическую структуру государства разведки.
|
|
Задача промышленного шпионажа:
ü Овладения рынками сбыта;
ü Подделка товаров;
ü Дискредитация или устранения конкурентов;
ü Перепродажа фирменных секретов;
ü Срыл переговоров по контрактам;
ü Шантаж отдельных лиц;
ü Создания условий для подготовки и проведение террористических и диверсионных акций.
Объекты промышленного шпионажа:
± финансовые отчеты и прогнозы;
± маркетинг и стратегия цен;
± техническая спецификация существующей и перспективной продукции;
± перспективные планы развития производства;
± финансовое состояние объекта экономики;
± условия продажи или слияния объектов;
± организационная структура объекта;
± условия контрактов;
±
важнейшие элементы системы безопасности, кодов и процедур доступа к информационным центрам.
Способы получения информации:
законные:
— сбор и анализ информации из официально опубликованных источников;
— посещение выставок и ярмарок, устроенных конкурентами;
— приобретение и исследование изделий конкурента (обратная инженерия);
незаконные:
— выведывание нужной информации у специалистов конкурента;
— переманивание ведущих специалистов с целью получения нужной информации;
— подкуп сотрудников из ключевых отделов конкурента;
— засылка агентов на фирму или в близкое окружение ведущих специалистов;
— похищение чертежей, документов, образцов изделий;
— негласный контроль за корреспонденцией;
— незаконное получение информации у государственных чиновников путем подкупа;
— получение информации с использованием технических средств (контроль телефонных разговоров, установка подслушивающей аппаратуры и т.п.);
|
|
— обманные переговоры и, после получения информации, отказ от предмета переговоров (договоры, соглашения);
— обманное предложение работы специалистам из фирм соперников с целью овладения информацией.
Технические средства получения информации:
= специальная звукозаписывающая аппаратура;
= приборы для снятия информации из телефонных линий связи;
= мини-радиозакладки;
= аппаратура для снятия информации из окон с помощью лазерных излучателей;
= наводящие микрофоны;
= специальные системы наблюдений и передача видеоизображения;
= специальная фотоаппаратура;
= приборы наблюдения;
= приборы ночного видения;
= аппаратура для выявления радиоактивного и другого излучения.
Внутренние угрозы криминологической безопасности объекта экономики
Внутренние угрозы криминологической безопасности объектов экономики есть категориями постоянными и зависят от массовой осведомленности и дисциплинированности населения страны.
К внутренним угрозам криминологической безопасности объектов экономики относятся:
j нарушение установленного режима сохранения сведений, которые составляют коммерческую тайну;
j нарушение порядка пользования техническими средствами;
j нарушение порядка и правил соблюдения безопасности на объекте, который создает предпосылки для реализации преступными элементами своих намерений и к возникновению чрезвычайных ситуаций.
Наиболее типичными причинами и условиями, которые оказывают содействие разглашению сведений, которые содержат коммерческую тайну, есть:
ü отсутствие персональной ответственности должностных лиц за сохранение ценных сведений;
ü допуск к ценным сведениям неоправданно широкого круга лиц;
ü нарушенияе правил специального делопроизводства;
ü отсутствие условий для поддержания на надлежащем уровне режима защиты;
ü несоблюдение установленного порядка проведения в особенности важных совещаний, конфиденциальных переговоров;
ü нарушение пропускного режима и охраны объекта;
ü незащищенность технических каналов от утечки ценных сведений;
ü не систематическое и не основательные проведения из сотрудниками профилактических обучений, направленных на предупреждение нарушений режима охраны;
ü несовершенный контроль за соблюдением режима охраны сведений, которые содержат коммерческую тайну.
Внешние и внутренние криминальные влияния на объекты экономики имеют довольно широкий и разностороннее по смыслу диапазон и подрывают не только экономическую стабильность отдельного объекта, но и угрожают безопасности страны в целом.
Своевременное выявление и нейтрализация проявлений внутренней и внешней угроз безопасности есть первоочередной задачей всех сил и средств государственных правоохранительных органов и предпринимательских структур безопасности.
2. СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТА ЭКОНОМИКИ