Упражнение 1. Разберите слова по составу

Безобразница, бездельница, бесприданница, бессонница; закрученный, запущенный, залепленный, заброшенный; возобновление, воссоединение

Упражнение 2. Выделите суффиксы и образуйте новые слова, подобные данным.

Клеветник, проводник, сапожник, ударник, садовник; белизна, крутизна, тупизна, новизна, желтизна;

Упражнение 3. Найдите корень, образуйте от него новые слова.

Изжога -; наугад -; сдержанный; соотнесенный; прозорливый; непогрешимый -

Упражнение 4. Образуйте новые слова только с помощью различных суффиксов.

Например: шум: шумный, шуметь, шумливый, шумиха.

Шут, звук, круг,

Упражнение 5. Образуйте новые слова только с помощью приставок.

Кипеть -, стучать -, ставка -, ход -,

Упражнение 6. Образуйте новые слова с помощью приставок и суфффиксов.

След -, соль -, Дым -, цвет -, вред -,

Упражнение 7. Образуйте слова–корни, отбросив суффиксы и приставки.

Например: безветренный – ветер, закружиться – круг.

Наябедничать -, законченный -, погрешность -, намучиться -, продрогнуть -,

Упражнение 8. Придумайте новые слова по данному образцу.

Об (тёс) анный на (пар) ник не (вид) имый под (леч) ить вы (корч) евать

об (наж) ённый на (езд) ник не (люд) имый под (пил) ить вы (брак) овать

об (вин) ённый

на () ник не () имый под () ить вы () овать об () анный на () ник не () имый

Упражнение 9. Составьте выражения со словами, которые образованы неморфологическим способом.

Например: рабочий день, рабочий на заводе.

Больной -, больной -; холостой -, холостой –, горбатый -, горбатый -, будущее -,

будущее -, прямая -, прямая -, детская -, детская -.

Упражнение 10. Напиши значение слов. Выдели корень в однокоренных словах.

Танкист – тот, кто …

Удочка – то, чем …

Учительница – женщина_ …

Упражнение 11. Попробуй догадаться, какие слова нужно писать вместо пропусков. Запиши эти слова, выдели корень.

… – маленький стул.

… – там, где растут орехи.

… – человек, который водит машину.

Упражнение 12. Образуй от слов дом, рука, голос слова со следующими значениями:

1) «маленький, крошечный»;

2) «огромный, большой».

Какие суффиксы тебе для этого понадобились? Выдели их.

Упражнение 13. От данных существительных устно образуй прилагательные.

Лес, морковь, кирпич.

Разбей получившиеся прилагательные на две группы в зависимости от значения суффикса -н-:

1) «относящийся к чему-нибудь»;

2) «состоящий или сделанный из чего-нибудь».

Выдели суффиксы, которые вносят в слова эти значения.


ЧАСТИ РЕЧИ (7 часов)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: