Глава 1. Духовные упражнения для достижения благочестия

Мы сейчас живем в веке, когда старые дисциплины рушатся, а новых не появляется... Прежде всего высмеивается дисциплина божественной благодати, на которую смотрят как на законничество и которая абсолютно неизвестна нынешнему поколению, совершенно несведущему в Писаниях. Нашему христианскому характеру необходима большая сила, которую могут дать только дисциплина и упражнения.

В. Раймонд Идман, "Упражнения жизни"

Дисциплина без определенной цели - это тяжелая и нудная работа. Представьте себе шестилетнего Кэвина, которого родители записали на музыкальные занятия. Каждый день после школы он сидит в гостиной и неохотно бренчит на гитаре "Дом на горе", наблюдая за своими приятелями, которые играют в баскетбол в парке напротив. Вот это как раз и есть дисциплинирование без определенной цели или направления. Это тяжелая и нудная работа.

А теперь представьте себе, что однажды во время репетиции Кэвина посетил ангел и перенес его в видении в Карнеги-холл. Там он увидел виртуозного гитариста, дающего концерт. Обычно скучающий от классической музыки, Кэвин поражен тем, что он видит и слышит. Пальцы музыканта плавно и грациозно перебирают струны, и Кэвин думает о том, как глупо и неуклюже его руки сбиваются и ошибаются в аккордах. Виртуоз берет аккорды чисто, ноты парят и сливаются в музыкальном аромате, который исходит от его гитары-. Кэвин вспоминает всю ту фальшь и неумение, которые исходят от его игры. Но Кэвин буквально очарован. Заслушавшись, его голова медленно склоняется на бок. Все вокруг настолько упоительно. Он никогда даже не мог себе представить, что на гитаре можно так играть.

- Ну что ты скажешь, Кэвин? - спрашивает ангел. И шестилетний мальчик медленно отвечает:

- Ух ты!

Видение исчезает, но ангел все еще стоит перед Кэвином в его гостиной.

- Кэвин, - говорит ангел, - тот прекрасный музыкант, которого ты видел - это ты через несколько лет. Затем, указывая на гитару, ангел провозглашает:

- Но тебе нужно тренироваться!

Внезапно ангел исчезает, и Кэвин видит, что остался наедине со своей гитарой. Как вы думаете, изменится ли теперь его отношение к репетициям? До тех пор пока Кэвин будет помнить, кем он станет, его упражнения будут иметь направление, цель, которая ему обещана в будущем. Конечно же, потребуются усилия, но нудной работой это уже вряд ли назовешь. Говоря о дисциплине в христианской жизни, нужно заметить, что у многих христиан к ним такое же отношение, как у Кэвина к репетициям. Это упражнения без целенаправленности. Молитва становится изнурительной. Практическая ценность размышления над Писаниями кажется неопределенной. Неясной становится цель такого упражнения, как пост. Прежде всего мы должны понять, кем мы станем. В Римлянам 8:29 сказано о Божьем избрании так: "Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть)' подобными образу Сына Своего". Вечный Божий план заверяет нас, что каждый христианин в конечном счете станет подобным образу Христа. Мы изменимся, когда Он придет, и будем подобны Ему (1 Иоанна 3:2).

Это не видение, это ты, христианин, через несколько лет. Итак, зачем же говорить о дисциплинах? Если Бог уже предопределил наше преображение в Христа, то причем же здесь упражнения? Хотя Бог и сделает нас подобными Христу, когда Он вернется, Он все-таки хочет, чтобы мы возрастали и становились более похожими на Христа. Мы не должны просто ожидать святости, мы должны стремиться к ней. "Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа", - говорит нам Евреям 12:14. Что и вызывает у нас вопрос, который должен возникнуть у каждого христианина: "Как же нам искать святости? Как мы можем быть подобны Иисусу Христу, Сыну Божьему?"

И мы находим ясный ответ в 1 Тимофею 4:7: "Упражняй себя в благочестии". Этот стих является темой целой книги. В этой главе я постараюсь раскрыть его значение; остальная часть книги посвящена тому, как применять его на практике. Я буду опираться на места Писания, в которых говорится, как христиане должны дисциплинировать себя и быть в повиновении этому библейскому принципу. Я утверждаю, что единственный путь к христианской зрелости и благочестию (этот библейский термин является синонимом святости и подобия Христу) лежит через духовные дисциплины. Я хочу еще раз сказать, благочестие - это цель духовных дисциплин. И если мы помним это, то духовные дисциплины будут приятными, а не изнурительными.

Духовные дисциплины - путь к благочестию

Духовные дисциплины - это дисциплины личного и общего характера, способствующие духовному росту. Они являются неотъемлемой частью посвящения и практического христианства. Им следовали многие люди Божьи еще с библейских времен.

В этой книге рассматриваются духовные дисциплины, связанные с насыщением Словом Божьим, молитвой, поклонением, благовествованием, служением ближним, управлением, постом, тишиной и уединением, ведением дневника и изучением. Это, конечно же, никоим образом не является исчерпывающим.списком дисциплин для христианской жизни. Просмотрев другую литературу, вы обнаружите, что исповедание, ответственность, простота, покорность, духовное устремление, прославление, утверждение, жертва, "бодрствование" и многое другое также определяются как духовные упражнения или дисциплины.

Каким бы ни было упражнение, его самой главной особенностью всегда является его цель. Если вы постоянно репетируете игру на гитаре или на фортепьяно, но при этом у вас нет цели играть музыку, то в этом мало пользы. Точно так же мало пользы в том, чтобы практиковать духовные дисциплины, если вашей конечной целью не является благочестие. Ибо именно благочестие объединяет в себе все эти дисциплины и упражнения. (Колоссянам 2:20-23, 1 Тимофею 4:8) Поэтому нам и сказано в 1 Тимофею 4:7 упражнять "себя в благочестии".

Духовные дисциплины - это данные Богом способы, применяя которые, мы достигаем благочестивой жизни, исполненной Духом Святым. Божьи люди - это дисциплинированные люди. Так всегда было.

Вспомните некоторых героев истории церкви - Августина, Мартина Лютера, Джона Кальвина, Джона Буньяна, Сюзанну Уэсли, Джорджа Уайтфилда, Лэйди Хантингтон, Джонатана и Сару Эдварде, Чарльза Сперджена, Джорджа Мюллера - все они были дисциплинированными людьми. Из моего пасторского и христианского опыта я могу сказать, что никогда не слышал о человеке, который достиг духовной зрелости кроме как через духовные дисциплины. Благочестие приходит от дисциплины. Вообще-то, Бог применяет три основных катализатора, которыми он изменяет нас и преображает в образ Христа, но только один из них находится в значительной степени под нашим влиянием. Одним из этих катализаторов являются люди. "Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего", - сказано в Притчах 27:17. Иногда Бог использует наших друзей, чтобы более преобразить нас во Христа, и иногда Он использует наших врагов, чтобы отшлифовать наши грубые, нечестивые грани.

Родители, дети, супруги, коллеги, клиенты, учителя, соседи, пастора - Бог изменяет нас через всех этих людей. Еще один способ, которым Бог меняет наши жизни - это обстоятельства. Классический стих на эту тему записан в Послании к римлянам 8:28: "Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу". Финансовые давления, физические и даже погодные условия используются руками Божьего провидения, чтобы направлять Его избранных к святости.

И еще один катализатор - это духовные дисциплины. Он отличается от первых двух тем, что когда Бог работает через дисциплины, Он действует изнутри. Когда Он изменяет нас через людей и обстоятельства, процесс происходит снаружи. Духовные дисциплины также отличаются от двух других методов тем, что Бог дает нам некоторое право выбора относительно участия в них. Зачастую у нас есть небольшой выбор в отношении людей и обстоятельств, которые Бог вносит в нашу жизнь, но мы свободно можем решать, к примеру, поститься ли нам сегодня или читать ли Библию.

Итак, с одной стороны, мы осознаем, что даже сегодня железная самодисциплина не сделает нас более святыми, потому что возрастание в святости - это дар Божий (Иоанна 17:17; 1 фессалоникийцам 5:23; Евреям 2:11). Но, с другой стороны, мы видим, что нам необходимо делать что-то для продления процесса. Бог дал нам духовное дисциплинирование как методы принятия Его благодати и возрастания в благочестии. Благодаря им мы предоставляем Богу место в нас для Его работы.

Новый Завет сначала был написан на греческом языке. Слово "дисциплина", которое употребляется в новой американской стандартной Библии, на греческом языке означает "гимназия". Это слово переводится как "упражняться или дисциплинирования". Поэтому в Библии короля Иакова 1 Тимофея 4:7 переведено как: "Упражняй себя в благочестии".

Духовные дисциплины следует рассматривать как духовные упражнения. Пойти в ваше любимое место, чтобы молиться или вести дневник, это все равно, что пойти в спортзал и заниматься на тренажере. И как физические упражнения такого рода дают силу, так и духовные упражнения производят благочестие.

В Библии есть два рассказа, показывающие, как по-другому можно рассматривать роль духовных упражнений. В Евангелии от Луки 18:35-43 нам рассказывается о слепом нищем, по имени Вартимей, который неожиданно встретился с Иисусом. Сидя у дороги возле Иерихона, он услышал, как приблизилось множество народа с ликованием. Когда он спросил, что происходит, ему ответили, что мимо проходил Иисус из Назарета. Даже такой изгнанник общества, как Вартимей, слышал невероятные рассказы об Иисусе, который ходил по всему Израилю последние 2-3 года. И он тут же начал кричать: "Иисус, сын Давидов! Помилуй меня!" Некоторым из местных знатных сановников стало стыдно из-за возмутительного поведения нищего, и они строго приказывали ему замолчать. Но он еще сильнее кричал: "Иисус, сын Давидов, помилуй меня!" На удивление всех, Иисус остановился и подозвал к Себе того, кто взывал к Нему. В ответ на веру бедняка Иисус сделал чудо и исцелил Вартимея от слепоты.

Вторая библейская история дана нам в следующей, 19-й, главе Евангелия от Луки, с 1-го по 10-й стихи. Это знаменитый рассказ об обращении мытаря Закхея. Возможно, это произошло через считанные минуты после исцеления Вартимея. Из-за своего очень маленького роста Закхей не мог увидеть Иисуса в толпе. Поэтому он забежал вперед и влез на смоковницу, чтобы увидеть Иисуса, Который будет проходить мимо нее. Когда Ийсус пришел на это место, Он взглянул, позвал Закхея по имени и сказал ему спуститься. Затем они оба пошли в дом этого мытаря, где он уверовал во Христа для спасения души и решил отдать половину своего имения нищим, а также вернуть с возмещением все незаконно приобретенные деньги.

О духовных упражнениях следует думать как о способах, которыми мы ставим себя на путь Божьей благодати и стремимся к Нему, как Вартимей и Закхей, вышедшие на путь Иисуса и искавшие Его. Как и эти два искателя, мы обнаружим Его желающим помиловать нас и иметь общение с нами. И со временем.Он будет увеличивать нашу степень подобия Христу (2 Крринфянам 3:18).

Духовные дисциплины также подобны каналам Божьей преобразовывающей благодати. Когда мы входим в них и ищем общения со Христом, Его благодать течет и изменяет нас. Поэтому дисциплины должны стать приоритетом для нас, если мы желаем стать благочестивыми. Великий британский баптистский проповедник девятнадцатого века Чарльз Сперджен выразил важность этого так: "Превыше всего я должен заботиться о развитии моих взаимоотношений со Христом, потому что хотя это и не может быть основой моего покоя, тем не менее это является каналами, через который он приходит". Каналом покоя, свобод и всего, что исходит от Христа и ведет нас к святости, являются духовные упражнения.

Том Лэндри, тренировавший футбольную команду "Даллас Каубойс" около 30 лет, сказал: "Работа футбольного тренера заключается в том, чтобы побуждать их делать то, чего они не хотят, для того чтобы достигнуть того, кем они хотят быть". Подобно этому христиане также призваны заставить себя делать то, чего они обычно не хотят: упражняться в духовных дисциплинах, чтобы стать такими, какими они всегда хотят быть: подобными Иисусу Христу. "Упражняй себя, - говорит Писание, - в благочестии".

Духовные упражнения - Господь ожидает их

Если посмотреть на первоначальный язык, на котором были написаны слова "упражняй себя в благочестии", то сразу становится ясно, что это Божья заповедь, а не просто предложение. Для тех, кто называют себя детьми Святого, святость не является чем-то таким, что можно выбирать по своему усмотрению (1 Петра 1:15-16), поэтому и духовные упражнения в святости являются обязательным условием.

В Притчах 23:12 есть вдохновенный совет Соломона: "Приложи сердце твое к учению". (Хотя учение в Притчах обычно относится к наказанию от Господа, в этом стихе речь идет о духовных дисциплинах, которым Господь учит нас, чтобы побудить упражняться самостоятельно.) Когда я читаю, в моем уме возникает картина, как будто я приклеиваю наклейку на ветровое стекло или бампер моей машины. Другими словами, Господь ожидает, чтобы мы навсегда приложились с преданностью к этим упражнениям, которые производят благочестие.

Ожидание дисциплинированной духовности подразумевается в предложении Иисуса, содержащемся в Евангелии от Матфея 11:29: "Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня". Точно так же и в отношении ученичества: "Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною" (Луки 9:23). Эти стихи учат нас, что быть последователем Иисуса означает, по крайней мере, научиться от Него и следовать за Ним. Учение и следование требуют дисциплины, ибо те люди, которые учатся всего лишь иногда и следуют непостоянно, время от времени, не являются истинными последователями. Такая дисциплина, стоящая в сердце ученичества, подтверждается в Послании к галатам 5:22-23, где сказано, что умение владеть собой (т.е. самоконтроль) является одним из самых явных доказательств водимого Духом человека.

Господь Иисус не только ожидает от нас этих упражнений, Он их Сам для нас разработал. Он приложил Свое сердце к учению и к упражнению. Он упражнял Себя в благочестии. И если мы хотим быть подобными Христу, мы должны жить так, как жил Христос. Это есть тема книги Далласа Виллардса "Дух дисциплин":

"Я прямо заявляю, что мы можем стать подобными Христу только через одно - через следование исключительно тому образу жизни, который Он избрал для Себя. Если у нас есть вера во Христа, мы должны верить, что Он знал, как нужно жить. Через веру и благодать мы можем уподобиться Христу, упражняясь в том, в чем упражнялся Он, устраивая всю свою жизнь вокруг тех дел, которыми занимался Он, чтобы постоянно оставаться в доме Своего Отца и в общении с Ним".

Так, много людей, называющих себя христианами, настолько духовно недисциплинированны, что в их жизни, кажется, присутствует очень мало силы и плода. Я видел мужчин и женщин, которые упражняют себя в повышении квалификации в своей профессии, при этом придавая очень маленькое значение "упражнению себя в благочестии". Я видел христиан, верных Церкви Божьей, которые часто с искренним энтузиазмом берутся за дела Божьи, которые очень любят Слово Божье, но при этом снижают свою эффективность для Царства Божьего недостатком дисциплинированности. Их духовность имеет следующие размеры: ширина - 1 км, глубина - 1 см. У них нет глубокого общения с Богом. Они хватаются за все подряд, но ни в чем себя толком не упражняют.

Вы только подумайте: люди тяжело занимаются, чтобы научиться игре на инструменте, зная, что требуются годы, чтобы достичь навыков, они очень напрягаются, чтобы приобрести хорошую форму, зная, что для этого требуется огромное количество времени, они серьезно сосредотачиваются на своей карьере, зная, что требуются жертвы, чтобы преуспеть в ней. И в то же самое время эти же люди сдаются очень быстро, когда видят, что-духовные упражнения требуют усилий, как будто преображение в Христа должно происходить легко, без каких-либо усилий.

Недисциплинированные христиане напоминают мне одного драматурга, Джорджа Кофмана, который во время падения цен встретился с продавцом золотой шахты. Продавец начал расхваливать производительность шахты, убеждая Кофмана купить ее. "Она так богата золотом, что вы можете поднимать самородки прямо с земли!" "Вы хотите сказать, - спросил Кофман, - что мне нужно будет нагибаться?"

Золото благочестия не найдешь на поверхности христианства. Его нужно выкапывать из глубин орудиями дисциплины. Но для настойчивых найденное сокровище более чем достойно всех бед, пережитых при его поисках.

Дополнительное применение

В пренебрежении духовными упражнениями существует опасность. Уильям Баркли написал хорошо известный сборник работ, где он иллюстрирует эту опасность. Комментируя разницу между дисциплинированностью и недисциплинированностью, он пишет:

"Без дисциплины не достигалось ничто и никогда; многие атлеты теряли форму, потому что отвергали дисциплину. Один английский поэт, Колеридж, является трагическим примером недисциплинированности. Такого еще никогда не- было, чтобы такой великий ум производил так мало. Он ушел из Кембриджского университета, чтобы пойти в армию; но и в армии он недолго продержался, потому что не смотря на всю его эрудицию, он не мог почистить лошадь. Он вернулся в Оксфорд, но закончил его, не достигнув никакой степени. Он начал издавать газету под названием "Наблюдатель ", вышло всего 10 номеров, и она закрылась. О нем говорили:

"Он потерялся в видениях работы, которую необходимо было сделать и которая навсегда осталась незавершенной". Колеридж имел все поэтические дары, кроме одного: дара настойчивого и сосредоточенного стремления. В его голове и в его уме содержались все виды книг, у него, как он сам сказал "достаточный багаж для написания чего угодно ". "Я вот-вот собираюсь послать в печать два тома ", - говорил он. Но эти тома навсегда остались только в его уме, потому что у него не было усидчивости для того, чтобы изложить их на бумаге. Никто никогда не достигал какой-нибудь высоты без дисциплины, а если и достигал, то удержаться на ней не мог".

Пренебрегая духовными упражнениями, мы сталкиваемся с опасностью принести мало духовного плода. Немногие из нас могут иметь поэтические и интеллектуальные дары, какие были и у Колериджа, но всем христианам были даны духовные дары (1 Коринфянам 12:4-7). Однако простое наличие духовных даров не гарантирует обильное приношение плода, так же как и умственные дары Колериджа не гарантировали написание поэзии. Как и природные, духовные дары также должны развиваться через упражнения, чтобы принести духовный плод.

Духовные упражнения ведут к свободе. Книга Ричарда Фостера "Значительность упражнений" была самой популярной книгой второй половины XX века на тему духовных дисциплин. Эта прекрасная работа напоминает, что духовные упражнения, на которые многие смотрят, как на ограничения и узы, на самом деле являются путями к духовной свободе. Он по праву называет дисциплину "дверью к освобождению".

Этот принцип мы можем проиллюстрировать, рассматривая свободу, которая приходит от мастерства в других упражнениях. Наблюдая за игрой Кристофера Паркенинга или Чета Аткинса на гитаре, создается впечатление, что они родились с гитарой в руках. Они так близки к этим инструментам и так свободно играют, что игра на гитаре кажется легкой. Все, кто когда-нибудь пробовали играть, осознают, что эта музыкальная свобода и мастерство приходят после десятилетий упорных тренировок. Свобода, приходящая через упражнения, видна не только у первоклассных музыкантов, ню также у звезд спорта, опытных плотников, прилежных студентов, а также у матерей, которые каждый день прекрасно справляются с домом и семьей.

Энтон Трублад выразил отношение дисциплины к свободе, сказав:

"Мы недалеко продвинулись в нашей духовной жизни, если мы не сталкивались с основным парадоксом свободы, который заключается в том, что мы свободнее всего тогда, когда мы ограничены. Но мало быть просто ограниченными, важен характер этого ограничения. Атлет, не желающий дисциплинировать свое тело регулярными тренировками и воздержаниями, не будет свободен на поле. Его нежелание усердно тренироваться лишает его свободы бежать с желаемой скоростью и выносливостью. Этот же принцип в один голос применяют ко всей жизни гиганты посвященной жизни: дисциплина - это цена свободы".

Трублад по праву называет дисциплину "ценой" свободы, но Элизабет Элиот напоминает нам, что "свободу и дисциплину считают чем-то таким, что исключает одно другое и что якобы не может сосуществовать, однако в действительности свобода является не противоположностью, а конечной наградой дисциплины". Подчеркивая, что дисциплина является ценой свободы, не станем забывать также, что свобода является наградой за дисциплину.

В чем же заключается свобода благочестия? Подумайте еще раз о наших иллюстрациях. Например, виртуозный гитарист "свободен" играть сложные партии фламенко, а я нет. Почему? Потому что он усердно тренировался годами. Точно так же и те, кто упражняли себя и запоминали Божье Слово, сейчас "свободны" цитировать Писание. Через упражнения в посте мы можем чувствовать меру освобождения от духовной бесчувственности. Через упражнение в поклонении, служении другим, благовествовании мы находим освобождение от сосредоточенности на себе. Свобода благочестия - это свобода делать то, к чему Бог призывает нас через Писание, и свобода выразить качества характера Христа в наших жизнях. Такая свобода - это "награда", или результат Божьего благословения нашей преданности духовным упражнениям.

Но мы должны помнить, что полная свобода благочестия, воспитанного через упражнения, не приходит за одну ночь или в течение двухдневных семинаров. Библия учит нас, что воздержание, приходящее через духовные упражнения, должно терпеливо достигаться, прежде чем созреет плод благочестия. Заметьте последовательность во 2 Петра 1:6 "...в воздержании терпение, в терпении благочестие". Благочестие должно быть стремлением всей жизни.

Все христиане приглашены насладиться духовными упражнениями. Все, в ком живет Дух Божий, приглашающий вкусить радость жизни, состоящей из духовных упражнений.

Помните Кэвина с его гитарой? Его ежедневные репетиции пошли совершенно в другом духе, когда он осознал, к чему они его приведут. Упражнения и репетиции постепенно станут для него одним из самых больших удовольствий в жизни.

Упражнения без определенной цели - это ужасно нудно. Но духовные упражнения никогда не будут нудными, пока мы делаем их с целью достичь благочестия. Если вы представляете себе дисциплинированного христианина мрачным, бесчувственным, не испытывающим радости полуроботом, значит вы ничего не поняли. Иисус был самым дисциплинированным человеком, который когда-либо жил, и при этом Он был радостным и имел страстное желание жить. Он является нашим примером дисциплинированности. Давайте следовать за Ним к радости через духовные упражнения.

Глава 2. Насыщение Словом для достижения благочестия (первая часть)

Альтернативой дисциплины является гибель.

Вэнс Хавнер,

цитата из сборника Джона Блэнкэрда "Больше собранного золота"

В августе 1989 года мне выпала честь совершить миссионерскую поездку в одну из стран Восточной Африки. Четверо из членов моей церкви жили в палатках перед крохотным, незаконченным, сделанным на скорую руку зданием церкви, расположенном в шести милях от ближайшего поселения.

Я достаточно раз был за границей, чтобы знать, что наши христианские обычаи в некоторых пунктах обязательно будут противоречить культуре жителей других стран. Мой опыт научил меня быть готовым к тому, чтобы с трудностью отложить некоторые мои американские ожидания (не говоря уже о других вещах!), связанные с тем, как должны жить христиане. Но я был не готов к тому, чтобы встретиться в этом экваториальном поселении со многими людьми, называющими себя христианами. И в то же время ложь, воровство, безнравственность и распутство считались обычными, нормальными, приемлемыми вещами даже среди церковных лидеров. Теологическое понимание там было в таком же дефиците, как и вода. А болезнь ереси и заблуждения настолько же распространенной, как малярия.

Вскоре я обнаружил одну из причин того, почему эта церковь выглядела так, как будто ее открыли миссионеры из Коринфа. Ни у кого не было Библии, даже у пастора и дьякона. У пастора были только где-то с полдюжины проповедей, полусваренных над углями воспоминаний историй из Библии. Каждую шестую неделю он проповедовал одно и то же. Они по-настоящему соприкасались с Библией, только когда к ним случайно заезжал миссионер (ближайший миссионер находился где-то в 160 км от них) или когда проповедовал областной деноминационный служитель. Почти для каждого в церкви эти редкие знакомства с Библией были всем, что они когда-либо знали о Слове Божьем. Только один человек был в какой-то мере духовно зрелым, и все это благодаря тому, что большую часть своей жизни он провел в другой местности и посещал церковь, где изучается Библия.

Вчетвером мы собрали свои средства и купили недорогие Библии для многих людей из той церкви. Каждый день мы проводили библейские изучения для церкви днем, а также вечером при свете фонарика. Уезжая, мы молились, чтобы Дух Святой сделал так, чтобы Слово Божье пустило глубокие корни в том собрании.

Большинство из нас с жалостью относятся к такому состоянию. Трудно представить, что у многих из нас больше Библий в своем доме, чем в целых церквах некоторых стран третьего мира. Но одно дело быть незнакомым с Писанием, когда у вас вообще нет Библий, и другое дело, когда у вас их целая полка.

Что может быть более важным, чем питание Божьим Словом? Ничто не может заменить его. Без питания молоком и мясом Писания не существует здоровой христианской жизни. И на это есть очевидные причины. В Библии Бог говорит нам о Самом Себе и особенно об Иисусе Христе, о воплощении Бога. Библия раскрывает нам Божий закон и показывает, как мы все нарушили его. Оттуда мы узнаем, что Христос умер безгрешным, желая стать заместителем преступников Божьего закона, и как мы должны покаяться и верить в Него, чтобы примириться с Богом. Из Библии мы узнаем пути и волю Господа. Мы узнаем из Писания, как жить Богоугодной жизнью, жизнью, в которой мы получаем истинное удовлетворение. Только в Библии, и нигде больше, можно прочесть обо всех этих существенных для вечности фактах. Следовательно, если мы хотим знать Бога и быть благочестивыми, мы должны хорошо знать Слово Божье.

Однако многие из тех, кто одобрительно кивают на все эти утверждения, в среднем проводят времени с Библией не больше, чем те, у кого вообще нет Библий. Мой пасторский опыт свидетельствует о достоверности того наблюдения, которое часто открывает, что большое количество тех, кто называют себя христианами, знают о Библии чуть больше, чем христиане стран третьего мира, у которых нет даже обложек Библии.

Один шутник подметил, что если со всех членов церкви, которые пренебрегают своими Библиями, одновременно сдуют пыль, то произойдет самая ужасная пылевая буря в истории человечества.

Так что, хотя мы чтим Слово Божье своими устами, мы должны признаться, что наши сердца, так же как и наши руки, уши, глаза и умы, часто находятся далеко от него. Как бы ни были заняты другими делами, мы должны помнить, что чтение Слова Божьего - это наиболее преобразующее нас занятие.

Насыщение Словом - это не только самая важная духовная дисциплина, но и самая разносторонняя. Она в действительности состоит из нескольких поддисциплин. Это во многом напоминает университет, состоящий из многих факультетов, каждый из которых специализируется на различных дисциплинах, однако все они объединены под общим названием - университет.

Давайте исследуем "факультеты", или поддисциплины библейского изучения, начиная от самых простых до самых сложных.

Слушание Божьего Слова

Самой легкой дисциплиной, относящейся к приему Божьего Слова, является просто слушание его. Почему это считается дисциплиной? Потому что если мы не дисциплинируем себя слышать Слово Божье регулярно, мы, возможно, будем слушать его случайно, только тогда, когда будем расположены, или вообще не будем слушать. Для большинства из нас дисциплинировать себя слушать Слово Божье означает развивать практику постоянного посещения новозаветной церкви, где верно проповедуется Слово Божье.

Иисус однажды сказал: "Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его" (Луки 11:28). Дело в том, что вы должны слушать богодухновенное слово. Цель всех методов насыщения Словом в том, чтобы вы были послушны тому, что Бог говорит, и все больше уподоблялись Христу. В этом стихе Иисус говорит о слушании Слова Божьего.

Другое место, где подчеркивается важность слушания - это Римлянам 10:17: "Итак вера от слышания, а слышание от слова Божиего". Это не означает, что человек может уверовать во Христа только посредством слушания Писания, ибо многие стали верующими, как например Джонатан Эдварде, через чтение Библии. Тем не менее этот стих связан со слушанием. Однако мы можем добавить, что большинство, как Эдварде, будучи обращенными во время чтения Писания, также, подобно ему, слышали провозглашение Слова Божьего до своего обращения. К тому же, несмотря на то что это место учит, что начальная вера во Христа приходит от слушания вдохновленного Духом Слова об Иисусе Христе, это также истина, что большая часть веры, необходимой для христиан, чтобы сталкиваться со своей ежедневной реальностью, приходит от слушания библейских посланий. Из таких мест Писания, где говорится о Божьем обеспечении, может прийти вера, необходимая семье, переживающей финансовые затруднения. Слушание библейски обоснованной проповеди о любви Христа может быть Божьим средством утверждения в вере расстроенного верующего. Недавно я слышал проповедь на кассете, которую Господь употребил, чтобы дать мне веру упорно добиваться поставленной цели. Дары веры часто даются тем, кто дисциплинирует себя в слушании Слова Божьего.

Есть и другие способы, через которые мы можем дисциплинировать себя слушать Божье Слово, в дополнение самого важного способа, т.е. слушание проповеди как часть служения поместной церкви. (Я говорю это, осознавая, что у некоторых нет возможности слушать Божье Слово через служение поместной церкви.) Самые очевидные способы - это слушание Слова через христианское радио и кассеты. Этим можно пользоваться с назиданием во время того, как вы одеваетесь, готовите пищу, едете куда-либо и т.д. Если ничто из только что перечисленного не доступно для вашей местности, тогда подумайте о коротковолновом приемнике и передачах, о библиотеках, где можно брать кассеты по почте напрокат. Хотя за границей коротковолновое радио - это обычное дело, американцы редко пользуются радиосетью. Но многих из лучших библейских учителей, говорящих на традиционных AM (KB) и FM (УКВ) станциях в США, можно услышать в любом уголке мира на коротковолновых передачах. И есть несколько библиотек, которые посылают кассеты по заявке, тысячи проповедей на кассетах. Обычно они просят плату только за пересылку или номинальную плату за прокат кассеты. Проверьте адреса христианских публикаций, свяжитесь с организациями, распространяющими кассеты, или узнайте всю необходимую информацию через поместные церкви.

Есть еще одно место Писания, полезное для изучения этой темы: 1 Тимофею 4:13. Здесь апостол Павел дает наставления о служении своему молодому другу: "Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением". Хотя этому можно дать и больше объяснений, достаточно сказать, что для Павла и для Господа, Который вдохновил его на эти слова, было очень важно, чтобы люди слышали Божье Слово. Раз это так, значит это должно стать приоритетом и для нас. Кто-то скажет: "Мне не нужно ходить в церковь поклоняться Богу; я могу поклоняться Ему на футбольном поле или возле озера, причем так же успешно, как и в церкви, если еще не лучше". Мы можем согласиться, что Богу можно поклоняться и на природе. Но постоянное поклонение Богу неотделимо от Слова Божьего. Мы должны дисциплинировать себя ходить и слушать Слово Божье.

Краткое слово для приготовления себя к слушанию Слова Божьего. Если вы войдете в типичную евангельскую церковь за две минуты до начала служения поклонения, то это похоже на то, как вы вошли в спортзал за две минуты перед баскетбольным матчем. Часть моего пасторского сердца ценит то доброе, когда люди рады видеть друг друга и пообщаться друг с другом. Когда семья Божья собирается вместе, то в воздухе встает дух воссоединения семьи. Но я думаю, что большая часть моего сердца жаждет, чтобы у людей было благоговение и дух богоискания, когда они приходят слушать Его Слово.

В течение некоторого времени одно собрание корейских христиан пользовалось нашим церковным зданием для своих служений в середине недели. Меня поразило, как они входили в центр поклонения. Были ли они первыми, кто приехал, или же они приезжали после того, как их служение уже началось, они моментально склонялись в молитве на какое-то время и лишь затем складывали свои вещи, расстегивали свою верхнюю одежду или уделяли внимание присутствующим. Это служило в качестве эффективного напоминания им и всем другим, что именно было основной целью их собрания.

Один из английских пуритан, Джеремая Буррос, написал в 1648 году следующие слова о приготовлении к слушанию Слова Божьего:

"Во-первых, когда вы приходите слушать Слово, если вы хотите славить Божье имя, вы должны наполнить свои души тем, что услышите, т.е. Словом Божьим. То, что пишет апостол к фессалоникийцам, показывает нам причину того, что Слово Божье принесло им столько пользы; причина в том, что они приняли его как Слово Божье. "Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, принявши от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, - каково оно есть по истине"(1 Фессалоникийцам 2:13)".

Так что слушание Слова Божьего - это не просто простое, пассивное слушание, это дисциплина, которую надо развивать.

Чтение Слова Божьего

Если вы до сих пор сомневаетесь, что христиан нужно увещевать читать Библию, подумайте о следующем: за три месяца до написания этой книги в журнале "США сегодня" был дан отчет, что только 11% американцев читают Библию каждый день. Более чем половина читают ее меньше, чем раз в месяц или вообще не читают.

Конечно же, мы пытаемся утешить себя тем, что скажем: "Да, но ведь этот обзор касается всех американцев, а не тех, кто исповедует христианство". Плачевно, но здесь нет почти никакого утешения. Опрос, который проводился за год до того обзора группой под названием "Варна Рисеч", которая проводила опрос именно тех людей, которые называли себя родившимися, свыше христианами, дал обескураживающие показания: только 18%, меньше чем двое из десяти, читают Библию каждый день. Хуже то, что 23%, почти каждый четвертый, исповедующий христианство, говорят, что они никогда не читали Слово Божье. Посмотрите на эту статистику в свете 1 Тимофею 4:7: "Упражняй себя в благочестии".

Иисус часто задавал вопросы людям об их понимании Писания, начиная со слов "разве вы не читали...?" Он полагал, что называющие себя Божьим народом должны были читать Слово Божье. И этот вопрос подразумевает то, что они должны были быть знакомы со всем Словом Божьим.

Когда Иисус сказал: "Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих" (Матфея 4:4), наверняка Он хотел, чтобы мы, как минимум, прочли каждое слово Божье.

"Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2 Тимофею 3:16). Разве нам не стоит его читать?

Откровение 1:3 говорит нам: "Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко". Бог обещал, что читающие и соблюдающие Его Слово будут блаженными. Но только те, кто упражняется в этом, получат это благословение.

Помните, что главной целью ваших упражнений есть благочестие. Мы узнаем, что духовные упражнения являются библейскими путями, на которых мы ожидаем встретиться с преобразующей благодатью Божьей. Самое важное упражнение - это прием Божьего Слова. Наблюдения, проведенные в 1980 году организацией "Христианство сегодня", показывают, что нет более влиятельного фактора, который мог бы формировать нравственное и социальное поведение людей, чем регулярное библейское чтение. Если вы хотите меняться и быть более и более похожими на Иисуса Христа, упражняйтесь в чтении Библии.

Как часто нам следует читать ее? Британский проповедник Джон Блэнкэрд пишет в своей книге "Как наслаждаться своей Библией":

"Для того чтобы нам знать, насколько регулярно нам нужно обращаться к Библии, нам всего лишь нужно быть честными с собой, и не закрывать глаза на действительность. Как часто мы встречаемся с проблемами, искушениями и давлением? Каждый день! Как часто мы нуждаемся в наставлении, руководстве и утешении? Каждый день! Чтобы уловить это все, нужно задать более-серьезный вопрос: как часто мы нуждаемся в том, чтобы видеть Божье лицо, слышать Его голос, ощущать Его прикосновение, познавать Его силу? Ответ на все эти вопросы один и тот же: каждый день! Как сказал американский евангелист Дуайт Муди: "Человек не может насытиться благодатью на'будущее точно так же, как он не может наесться земной пищей на полгода вперед или наперед набрать в свои легкие столько воздуха, чтобы жить целую неделю, не дыша. Мы должны черпать из Божьего безграничного запаса по мере нашей нужды"".

Вот три наиболее практических совета для постоянного успеха в чтении Библии. Первое - найдите время. Возможно, что основной причиной того, что христиане никогда не читают Библию от корки до корки - это обескураживание. Большинство людей никогда не прочитывали раньше книгу в тысячу страниц, поэтому они пугаются, глядя на явную величину Библии. Осознаете ли вы то, что чтения Библии, записанные на кассете, доказали, что вы можете прочесть всю Библию за 71 час? Средний житель США просиживает у телевизора такое же количество часов менее чем за две недели. Читая Библию по 15 минут в день, вы можете полностью прочитать ее менее чем за один год. Даже если читать по 5 минут в день, вы прочтете Библию полностью менее чем за три года. Однако большинство христиан никогда не прочитывали полностью всю Библию за свою жизнь. Так что мы возвращаемся к той идее, что это в основном связано с вопросом дисциплины и мотивации.

Упражняйтесь в том, чтобы находить время. Попытайтесь сделать так, чтобы это было одно и то же время каждый день. Постарайтесь, чтобы временем чтения Библии не было время перед самым сном. Есть ценность в чтении Библии перед тем, как вы ложитесь спать, но если вы читаете Библию только перед сном, то вы должны постараться найти для чтения другое время. На это есть, как минимум, две причины. Во-первых, когда вы усталые и сонные, в вас мало чего остается от прочитанного. И во-вторых, если вы подобны мне, то вы, вероятно, очень мало грешите во время сна. Вам нужно встречаться со Христом в Писании тогда, когда это сможет оказать воздействие на целый день.

Второй практический совет состоит в том, чтобы вы нашли план по чтению Библии. Неудивительно, что те, кто просто открывают Библию каждый день наобум, вскоре перестают упражняться в чтении Библии. В каждом христианском магазине есть недорогие планы чтения Библии. Во многих Библиях есть график чтения на одной из страниц. Большинство поместных церквей могут снабдить вас подобными материалами. Помимо какого-либо конкретного плана, если вы будете просто читать по три главы каждый день и по пять глав по воскресеньям, то вы прочтете всю Библию за один год. Читайте по три главы Ветхого Завета и по три Нового Завета каждый день и вы прочтете Ветхий Завет один раз и Новый Завет четыре раза за год.

Мой любимый план - это читать каждый день пять разных мест из Библии. Я начинаю с Бытия (закон), Иисуса Навина (история), Иова (поэзия), Исайя (пророки) и Матфея (Новый Завет) и читаю одинаковое число глав в каждом разделе. Вот другой вариант этого плана: ежедневно читать в трех разных местах, начиная с Бытия, а далее с Иова и Матфея. Эти три раздела приблизительно одинаковы по длине, так что вы прочтете их где-то за одно и то же время. Преимущество такого подхода состоит в его разнообразии. Многие, кто пытаются прочесть Библию от начала до конца, попадают в замешательство в Книге Левит, обескураживаются в Книге Чисел и полностью отказываются читать Второзаконие. Но когда вы читаете более чем лишь в одном месте каждый день, тогда легче сохранить энергию.

Даже если вы не прочитываете Библию за год, записывайте, какие книги вы уже прочли. После прочтения книги поставьте галочку около названия книги или в содержании, где перечисляются названия книг. Таким образом, сколько бы вам ни понадобилось времени для чтения, или в каком порядке вы ни читали бы ее, вы будете знать, прочли ли вы каждую книгу Библии или нет.

Третий совет - это найти хотя бы одно слово, фразу или стих, чтобы размышлять над ним во время чтения. О размышлении над Словом мы поговорим более подробно в следующей главе, но вы должны осознать сейчас, что без размышления вы можете закрыть свою Библию и не быть способными вспомнить хоть что-нибудь из прочитанного. И если такое будет происходить, то вряд ли ваше чтение Библии изменит вас. Даже если у вас есть хороший план, он может превратиться в повседневную рутину, вместо того чтобы быть радостным упражнением. Берите, как минимум, какой-то один прочитанный фрагмент и поразмышляйте о нем глубоко некоторое время. Ваше понимание Писания углубится, и вы лучше поймете, как это можно применить для вашей жизни.

И чем больше вы применяете истину Писания, тем больше вы становитесь похожими на Иисуса.

У всех нас должно быть страстное желание читать Слово Божье так, как человек из истории, рассказанной евангелистом Робертом Самнером в своей книге "Чудеса Слова Божьего", где он говорит нам об одном человеке из Канзас Сити, который серьезно пострадал от взрыва. Его лицо было сильно изуродовано, он лишился зрения и обеих рук. Он стал христианином почти перед самым несчастным случаем, и более всего он опечалился тем, что не сможет более читать Библию. Затем он услышал об одной женщине из Англии, которая читала книги, сделанные для слепых, своими губами. Надеясь, что он сможет делать то же самое, он заказал несколько книг из Библии, сделанных специально для слепых. Но он обнаружил, что нервные окончания на его губах ужасно повреждены, и он не может губами различать написанное. Однажды, когда он подносил к своим губам страницы, случилось так, что его язык коснулся некоторых выпуклых обозначений и он смог ощутить их. И вдруг у него сверкнула мысль: "Я смогу читать Библию своим языком". И в то время, когда Роберт Самнер писал свою книгу, тот человек уже полностью прочитал Библию четыре раза. Если он смог это сделать, можете ли и вы упражнять себя в чтении Библии?

Изучение Божьего Слова

Если чтение Библии можно сравнить с тем, как моторная лодка пересекает чистое искрящееся озеро, то изучение Библии подобно тому, как вы переплываете через то же самое озеро на той же лодке, но со стеклянным дном.

Пересечение озера на моторной лодке дает вам наглядное представление об озере и быстро проходящее видение его глубин. Однако лодка изучения со стеклянным дном ведет вас к проникновению в глубины Писания, к неторопливому ясному подробному рассмотрению, которое обычно упускается теми, кто просто читают текст. Как сказал Джери Брифжес: "Чтение дает вам ширину, но изучение дает вам глубину".

Давайте посмотрим на три примера, рассказывающих об огромной любви людей к изучению Слова Божьего. Первый пример в Ветхом Завете - это Ездра: "Потому что Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господа и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде" (Ездры 7:10). У последовательности этого стиха есть очень поучительное значение. Ездра (1) "расположил сердце свое (2) к тому, чтобы изучать закон Господа (3) и исполнять его, (4) и учить в Израиле закону и правде". Перед тем как учить Израиль Слову Божьему, он сам исполнял то, чему научился. Но познание Ездры пришло к нему благодаря изучению Писаний. Однако перед тем как он изучал, он сперва "расположил сердце свое" к изучению. Другими словами, Ездра упражнял себя в изучении Слова Божьего.

Второй пример в Книге Деяний апостолов 17:11. Миссионеры Павел и Сила избежали смерти от рук жителей Фессалоники после того, как их евангельский труд возбудил в иудеях ревность. Когда они пришли в Верию и повторили все то же, что они делали в Фессалониках, то местные иудеи отреагировали иначе: "Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так". Согласно следующему стиху, мы видим, какой был результат этого: "И многие из них уверовали". Готовность и желание исследовать Писание хвалится здесь и называется благомышлением.

Мой любимый пример любви к истине Божией находится во 2 Тимофею 4:13. Апостол Павел сидит в тюрьме и пишет последнюю главу своего последнего новозаветного послания. В ожидании прихода его молодого друга Тимофея он пишет: "Когда пойдешь, принеси фелонь (верхнюю одежду), который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные". Кожаные и другие свитки, о которых Павел здесь говорит, наверняка включали в себя копии Писаний. Находясь в холодном и несчастном заключении, благочестивый апостол просит две вещи: верхнюю одежду, чтобы согреть свое тело, и Слово Божье, чтобы согреть свой ум и сердце. Павел видел небеса, рай Божий (2 Коринфянам 12:1-6) и воскресшего Христа (Деяния 9:5), он пережил силу Святого Духа для содеяния чудес (Деяния 14:10) и даже для написания Священного Писания (2 Петра 3:16); тем не менее он продолжал изучать Слово Божье до самой смерти. Если Павел нуждался в этом, то, конечно же, и мы с вами нуждаемся в этом и должны упражняться.

Тогда почему же мы не делаем этого? Почему так много христиан пренебрегают изучением Слова Божьего? Р.Страул сказал это довольно остро: "Вот подлинная проблема нашей пренебрежительности. Мы не изучаем Слово Божье не столько из-за того, что оно трудное для понимания, и не из-за того, что оно скучное или утомительное, но потому, что это труд. Наша проблема - это не отсутствие интеллекта или недостаток страстного желания. Наша проблема в том, что мы ленивые".

Помимо лени, для некоторых проблемой частично может быть неуверенность в том, как изучать Библию или даже с чего начать. В действительности же, начать это нетрудно. Основная разница между чтением Библии и ее изучением всего лишь в ручке и в листе бумаги. Записывайте свои наблюдения относительно текста и возникающие у вас вопросы. Если в вашей Библии есть ссылки, просмотрите те из них, которые относятся к стихам, вызвавшим у вас вопросы, а затем запишите то интересное, что вы обнаружили в результате такого исследования. Если вы не знаете, как пользоваться сносками, спросите своего пастора или другого зрелого христианина. Найдите в своем чтении ключевое слово и с помощью "Симфонии" найдите другие сноски и параллельные места, где используется то же слово, и все свои открытия запишите в тетрадку.

Есть еще один метод изучения: сделайте конспект основных мыслей главы, возьмите основную мысль из каждого параграфа. Закончив одну главу, идите дальше к следующей, пока вы не сделаете набросок всей книги. Не пройдет много времени, как у вас будет намного более сильное понимание Писания, чем если бы вы просто читали его.

Продвигаясь в изучении Божьей книги, вы познаете ценность глубокого исследования значения слов, действующих лиц, тематических исследований и исследований книг Библии. Вы обнаружите новые богатства Писания по мере того, как будет возрастать ваше понимание того, как грамматика, история, культура и география, окружающие текст, влияют на его истолкование.

Не позволяйте чувству неадекватности удержать вас от самостоятельного восхитительного изучения Библии. Есть много толстых и тонких книг о том, как изучать Библию. Они могут снабдить вас большим количеством руководств и методов, оказать больше помощи, чем я в этой одной главе. Но не питайтесь только той духовной пищей, которая была "переварена" другими. Переживайте на собственном опыте радость получения откровений из Библии, как говорится, из первых рук, из вашего личного изучения Библии.

Более широкое применение

Если бы ваше возрастание в благочестии измерялось качеством насыщения Словом, то каковы были бы результаты?

Это важный вопрос, потому что ваше возрастание в благочестии действительно зависит от качества вашего насыщения Словом. В своей величественной первосвященнической молитве в Иоанна 17 Иисус просит у Отца о нас: "Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина" (стих 17). Божий план нашего освящения, т.е. делания нас святыми и благочестивыми, совершается посредством "истины" - Его слова. Если у нас будет плохое качество принятия Слова Божьего через слушание, чтение и изучение, мы будем сильно ограничивать основное течение к нам Божьей освящающей благодати.

Говоря это, я осознаю, что этим можно легко вызвать чувство вины во всех нас (включая и меня) из-за нашего недостаточного насыщения Словом Божьим. Но помните: самое главное, что небесные врата открыты для нас не из-за наших дел (даже таких, как чтение Библии), но благодаря Божьему труду во Христе Иисусе. Однако давайте применим к себе то, что говорится в Послании к филиппинцам, давайте применим к нашей прежней непоследовательности в изучении Библии и начнем, "забывая прошлое, двигаться вперед".

Это приводит нас к заключительному вопросу.

Что вы можете сделать, чтобы улучшить ваше изучение Слова Божьего? Как минимум, мы должны присоединиться к группе верующих-единомышленников, чтобы вместе с ними слушать проповедуемое Слово Божье каждую неделю.

Многие церкви, верующие в Библию, дают возможность более чем раз в неделю услышать Слово Божье. Если вы хотите расширить ваше познание Слова, вы можете воспользоваться Библией на кассетах, проповедями на кассетах, библейскими изучениями по радио. Поставьте перед собой цель: пламенно стараться читать Библию каждый день, чтобы полностью ее прочитать. Также в христианских магазинах (на Украине - в христианских церквях или библиотеках) есть недорогие учебные пособия на различные библейские темы. Помимо индивидуальных попыток, присоединитесь к группе по изучению Библии в вашей церкви или начните такую группу.

Какой бы метод вы не избрали, упражняйтесь в благочестии посредством хотя бы одного из методов улучшения вашего познания святого Божьего Слова. Ибо те, кто редко пользуются своими Библиями, едва ли хоть в чем-то лучше тех, у кого вообще нет Библий.

Давайте закончим эту главу ободряющим словом. Оно взято из полезного назидательного буклета "Чтение Библии", написанного одним уэльсским пастором по имени Джэфри Томас. Каждый раз, когда он пишет о чтении Библии, примените это также к слушанию и изучению Слова Божьего.

"Не ожидайте, что вам удастся усвоить Библию за один день, месяц или год. Ожидайте лучше того, что вы часто будете буквально озадачены ее содержанием. В ней далеко не все ясно. Великие мужи Божьи часто чувствуют себя абсолютными новичками, когда читают Слово Божье. Даже апостол Петр сказал, что в посланиях Павла есть нечто неудобовразумителъное, т.е. трудное для понимания (2 Петра 3:16). Я рад, что он написал эти слова, потому что часто чувствовал то же самое. Так что не ожидайте, что при чтении Библии у вас всегда будет появляться эмоциональный заряд или ощущение мира. Благодаря Божьей благодати это действительно может быть вашим частым переживанием, но частенько у вас не будет появляться вообще никакой эмоциональной реакции. Пусть с течением лет Слово Божье неоднократно сокрушает ваше сердце и ваше мышление, и в ваших взглядах, отношениях и поведении незаметно произойдут великие перемены. Вероятно, вы будете последним из тех, кто это заметит. Часто вы будете чувствовать себя очень маленьким, потому что Бог Библии все больше и больше будет становится для вас поразительно великим. Итак, продолжайте читать ее, пока это возможно для вас, потому что когда вы закроете свои глаза в последний раз перед смертью, вы больше не будете читать слово Божье в Писании, но, открыв глаза, увидите Слово Божье во плоти, Того Самого Иисуса из Библии, Которого вы так долго знали, Который предстанет перед вами, чтобы навеки забрать вас в Свой вечный дом".

Глава 3. Насыщение Словом для достижения благочестия (вторая часть)

Христианский рост тесно связан с дисциплиной. Скорость, с которой человек растет духовно, и степень, до которой он растет, зависят от дисциплины. Это есть упражнение в методах достижения духовного роста.

Ричард Халверсон, Д. Г. Келя, "Упражнение в искусстве самотренировки"

Два брата прогуливались по владениям своего отца аллеями, засаженными деревьями. Прогуливаясь, они подошли к одному молодому дереву, полному плодов. Они оба наелись досыта вкусных фруктов, и, когда уходили, один собрал все оставшиеся плоды и унес их к себе домой. А его брат взял само дерево и пересадил его в свой сад. Дерево цвело и постоянно приносило щедрый урожай, поэтому у этого человека постоянно были плоды, в то время как у того брата не было ничего.

Библия подобна плодоносному дереву из этой истории. Просто слушать Слово Божье - это быть подобным первому брату. Вы можете набрать много плода от неожиданной встречи и даже унести домой столько, чтобы питаться несколько дней, но как бы долго это ни было, это не сравнимо с тем, чтобы иметь свое собственное дерево. Через упражнения в чтении и изучении мы пересаживаем это дерево в свой сад и можем наслаждаться его плодами. Среди духовных упражнений мы также находим орудия запоминания, размышления и применения, которые щедро увеличивают урожай, собранный с нашего дерева.

Методы и польза запоминания Божьего Слова

Многие христиане смотрят на духовное упражнение в запоминании Божьего Слова, как на что-то равносильное мученической смерти. Вы просите их запоминать стихи Библии, и они реагируют на это с таким же рвением, как будто вы просите их добровольно броситься на съедение львам Нерона. Почему такое происходит? Возможно, потому, что у них это ассоциируется с тем, как от них в школе требовали заучить материал, который в основном был неинтересным и представлял собой мало ценности. Мы также часто слышим, как люди, оправдываясь, ссылаются на свою плохую память. Но если бы я предложил вам тысячу долларов за каждый стих, вы бы смогли запомнить его за семь дней? Разве ваше отношение и способность запоминать Писание не улучшились бы? Но никакое финансовое вознаграждение не сравнимо с ценностью сокровища Божьего Слова, накапливаемого в вашем уме.

Запоминание дает духовную силу

Когда Писание хранится в вашем уме, Святой Дух может напомнить вам место Писания, которое вам больше всего нужно. Вот почему автор 118-го Псалма написал: "В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою" (стих 11). Одно дело, когда вы, например, смотрите что-то или думаете о чем-то, зная, что вы не должны думать об этом. Но когда в нужный момент вы вспомнили конкретный стих, как, например, Колоссянам 3:2: "О горнем помышляйте, а не о земном", у вас появляется сила преодолеть это искушение.

Когда Святой Дух открывает подобный определенный стих, это является иллюстрацией того, что говорится в Ефесянам 6:17 о мече духовном, который есть слово Божье. Истина Писания, уместная для конкретной ситуации, которую вы можете вспомнить в нужный момент с помощью Духа Святого, может являться оружием, играющим главную роль в духовном сражении.

Самый лучший пример этому - противостояние Иисуса сатане в безжизненной иудейской пустыне (Матфея 4:1-11). Каждый раз, когда враг искушал Иисуса, Он отражал его духовным мечом. Это были конкретные места Писания, которые Иисус вспомнил благодаря действию Святого Духа и которые помогли Ему одержать победу. Один из способов, которым мы можем одержать победу, как Иисус, это запоминать Писание, чтобы Дух Святой мог напомнить нам нужное место в нужное время.

Запоминание укрепляет вашу веру

Хотите, чтобы ваша вера укреплялась? Какой христианин не хочет этого? Одно из того, что вы можете делать, чтобы укреплять веру - это упражнять себя в запоминании Писания. Давайте посмотрим на Притчи 22:17-20; там сказано: "Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию; потому что утешительно будет, если ты будешь хранить их в сердце твоем, и они будут также в устах твоих. Чтобы упование твое было на Господа, я учу тебя и сегодня, и ты помни. Не писал ли я тебе трижды в советах и наставлении"... Слова: "Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию", конечно же, относятся к запоминанию Писания. Заметьте причину для сохранения мудрых слов Писания, которая здесь дается: "Они будут также в устах твоих. Чтобы упование твое было на Господа". Запоминание Писания укрепляет вашу веру, потому что вы повторно закрепляете истину в своем уме тогда, когда вам просто нужно услышать ее опять.

Наша церковь пыталась построить новый центр поклонения. Мы чувствовали, что если мы построим здание, не залезая при этом в долги, то этим мы сможем значительно почтить Бога. Были времена, когда моя вера в Божье обеспечение начинала ослабевать. И чаще всего мою веру обновляло именно то, когда я вспоминал о Божьем обетовании, записанном в Первой книге Царств 2:30: "Я прославлю прославляющих Меня". Память Писания - это как арматура прогибающейся веры.

Запоминание, свидетельство и давание советов

В день Пятидесятницы (иудейский праздник, когда Дух Святой впервые сошел, чтобы жить в христианах) апостол Петр был внезапно вдохновлен Богом встать и проповедовать народу об Иисусе. Большинство из того, что он говорил, состояло из цитат Ветхого Завета (смотрите Деяния 2:14-40). Хотя между удивительно вдохновленным служением Петра и нашими духовными разговорами существует заметная разница, его пример показывает, как память Писания может подготовить нас к неожиданной возможности свидетельствовать или давать советы.

Недавно я рассказывал о Христе одному человеку. И он сказал что-то такое, что напомнило мне один стих из Писания. Я процитировал ему этот стих, и это стало решающим моментом разговора. Закончилось это тем, что он верой принял Христа. Подобное часто случается, когда мы даем советы. Но этих стихов у вас не будет на устах, если они не сокрыты сперва в вашем сердце.

Методы Божьего руководства

Псалмопевец сказал: "Откровения Твои - утешение мое, советники мои" (Псалом 118:24). Как Святой Дух кладет нам на ум духовные истины из наших банков памяти, когда мы даем советы другим, точно так же Он напоминает их нам, обеспечивая нас руководством в нужное время.

Очень часто я пытаюсь решить, сказать ли мне в данной ситуации то, что я думаю, или нет, и Господь напоминает мне Ефесянам 4:29: "Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим".

Я уверен, что иногда я не различаю голоса Святого Духа, но Его водительство становится таким ясным и очевидным, когда Он напоминает мне подобные стихи Писания! Но это осуществимо только при тренированном запоминании Писания.

Запоминание стимулирует мышление

Крайне недооценивается то, что запоминание Писания дает нам пищу для размышлений над Словом. Когда вы запомнили стих из Писания, вы можете размышлять над ним где угодно, в любое время дня и ночи. Если вы любите Божье Слово настолько, чтобы запоминать его, вы можете воскликнуть вместе с псалмопевцем: "Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем" (Псалом 118:97). Ведете ли вы машину, едете ли на поезде, ожидаете ли свой самолет, стоите ли в очереди, качаете ли ребенка, едите ли - вы всегда можете извлекать пользу из духовного упражнения в размышлении, если сохраняли в памяти Слово.

Слово Божье - это "меч духовный", но Дух Святой не может дать вам оружие, если вы не отложили его прежде в оружейной своего ума. Представьте, что вы нуждаетесь в руководстве, чтобы принять какое-то решение, или сражаетесь против серьезного искушения и вам нужна победа. Святой Дух бросается к вашему умственному арсеналу, распахивает дверь, но все, что Он там находит - только Иоанна 3:16, Бытие 1:1 и Великое Поручение. Это грандиозные мечи, но не для всякой битвы. Как же нам пополнять наш личный духовный арсенал мечей, которыми может пользоваться Дух Святой?

Вы можете запоминать Писание

Большинство людей думает, что у них плохая память, но это не так. Как мы уже обнаружили, в основном проблема с запоминанием заключается в желании. Если вы помните дату своего рождения, номер своего телефона, свой адрес и имена своих друзей, то вы так же способны помнить Писание. Вопрос здесь в том, желаете ли вы дисциплинировать себя и заниматься этим или нет.

Когда Досон Тротман, основатель христианской организаций "Навигаторы" "обратился к вере во Христа в 1926 году, он начал заучивать каждый день по одному стиху из Библии. В то время он был водителем грузовика на лесозаготовительной базе в Лос-Анджелесе. Во время езды по городу он работал над своим очередным стихом весь день. За первые три года христианской жизни он заучил свою первую тысячу стихов. Если он мог запоминать более 300 стихов в год, то тем более мы можем как-нибудь запомнить несколько стихов.

Иметь план

В христианских книжных магазинах есть сейчас несколько хороших обработанных планов запоминания Писания. Но, возможно, вы предпочтете учить выборочные стихи по конкретной ситуации, которую Бог поместил в вашу жизнь прямо сейчас. Если ваша вера слаба, запоминайте стихи о вере. Если вы боретесь с плохой привычкой, найдите стихи, которые помогут вам одержать победу над ней. Один человек сказал Досону Тротману, что ему страшно следовать его примеру, т.к. он боится возгордиться. Тротман ответил: "Тогда пусть твои первые десять стихов будут о смирении!" Вы также можете запоминать целый раздел Писания, например Псалом, а не отдельные стихи.

Выписывать стихи

Ведите список стихов на листке бумаги или записывайте каждый стих на открытку.

Рисовать напоминающие картинки

Здесь не нужно изощряться, а просто набросать несколько линий или штрихов возле каждого стиха. Но этот принцип рассчитан на вашу зрительную память. Один простой рисунок

может напомнить вам массу слов, особенно если рисунок изображает действие, описываемое в этом стихе. Например, возле Псалма 118:11 вы можете примитивно изобразить сердце с Библией в середине, что будет напоминать вам о сохранении Божьего Слова в сердце. Для Ефесянам 6:17 прямым напоминанием послужит эскиз меча. Этот метод покажется вам практически полезным, если запоминать несколько последовательных стихов.

Я понимаю, что вы, наверное, не лучший художник, чем я, но не обязательно показывать кому-то эти картинки. Они могут облегчить запоминание Писания.

Запоминание стихов дословно

Существует огромное искушение понизить этот стандарт, особенно когда стих учится впервые. Нельзя просто ознакамливаться или запоминать суть или объяснение стиха. Без объективного стандарта измерения цель неясна, и вы можете продолжать понижать этот стандарт, пока совсем не остановитесь. Более того, не запомнив стих дословно, вы теряете уверенность, используя его в разговоре или свидетельстве. Итак, хотя сначала трудно запоминать "каждую букву и черту", впоследствии это станет легче и продуктивнее в использовании. Между прочим, стихи, заученные дословно, легче запомнить, чем те, которые вы заучили не так точно.

Найдите метод ответственности

Из-за нашей склонности к лени, большинству и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: