Антиархитектура, коммерческая архитектура

ЗЕРКАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА

Гг

Термин «антиархитектура» подразумевает протест против архитектуры «современного движения», отход от её принципов формообразования, эстетических и информационных ценностей и обращение к дизайну, рекламе с целью любыми средствами привлечь внимание потребителей. Яркий пример – магазины торговой фирмы «Бест» (1970-е гг., арх.группа «Сайт»:Дж.Уайнс, Э.Скай, Э.Соуса, М.Стоун).

Направление на утверждение большого бизнеса. Развивается преимущественно в Америке. Происходит переход от холодного изящества небоскрёбов Роэ к структурам грубоватым и крупномасштабным. Проявлением стиля стали сверхздания, корпуса которых объединяют огромные цельные пространства дворов, покрытых светопроницаемым покрытием. Структура таких сооружений обращена внутрь, образуя микромир, ограждённый от внешнего мира.

Здание фонда Форда в Нью-Йорке (1968 г., арх.Рош)

Гостиница Ридженси-Хайетт в Сан-Франциско (1978 г., арх.Портмен)

Ренессанс-центр в Детройте (1977 г., арх.Портмен).

Ещё одно направление – зеркальная архитектура. Основная характерная черта сооружений, попадающих под это определение, - их эфемеризация, т.е. зависимость здания от постоянно меняющегося контекста. В этом случае архитектурные достоинства сооружения как бы аннулируются и сводятся к простому отражению конкретной среды. В основном это крупные коммерческие небоскрёбы, которые стали облицовываться светоотражающими материалами (поляризованное стекло) и представлять собой гигантские зеркальные поверхности. Их называли здания-«призраки», «прячущиеся слоны». Помимо выражения протеста против современной архитектуры строительство таких зданий имело важное практическое значение – сокращалось давление нового строительства на сложившуюся историческую застройку. Здания-«призраки» обладают ирреальностью, иллюзорностью. Первые здания имели простые формы пластины или куба, но позднее появляются более сложные очертания. Архитекторы признавали, что зеркальная архитектура эффектна только при крупных объёмах.

ПОСТМОДЕРНИЗМ, ПОПУЛИСТСКАЯ АРХИТЕКТУРА

Гг

Принципы постмодернизма:

1. Ироничное отношение к обыденному;

2. Восприятие здания как фрагмента среды, а не завершённого в себе объёма;

3. Использование не принципов исторической архитектуры, а ироничных намёков на историю; этот намёк должен не обогащать форму здания, а выявить его символическое значение;

4. Многозначность образа становится частью программы.

Существует несколько подходов постмодернизма в архитектуре:

1. Появляются здания-копии (музей Поля Гетти в Малибу-бич, 1977 г.)

2. Возврат к модернизму 1920-х годов (формы расчленяются, элементы перегруппировываются, подчиняются новой логике);

3. Возврат к национальным традициям (объёмы фрагментированы и приведены к масштабу форм, характерному для сельской местности; общественный центр Хиллингтона, Великобритания, 1977 г., арх. Мэтью, Джонсон);

4. Проектирование домов-«стен», «экранов», как правило в исторической застройке, с целью защитить внутриквартальное пространство от магистралей (жилой район Байкер в Ньюкастле, Великобритания, 1976 г., арх.Эрскин);

5. Партисипация – привлечение в проектирование жилелей; архитектор учитывал пожелания заказчика;

6. Попытка систематизировать постмодернизм, применение метода тройственного расчленения высотной постройки на базу, тело и венчание (арх.Ф.Джонсон).

7. Нарочно демонстрируется антитектоничность деталей, а иногда и сарказм в отношении классики;

8. Применение элементов иронии и гротеска («дом-лицо» в Киото, арх.К.Ямашита, 1970-1974 гг.; лыжная хижина в Аспене, арх.Вентури, 1977 г.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: