double arrow
Архитектура жилых зданий

Пирамида Хафра (Хефрена), Большой Сфинкс. Пирамида Микерина.

Архитектура Древнего Египта. Древнее царство

План лекции:

1. Архитектура жилых зданий.

2. Становление культовой архитектуры (древнейшие погребения, мастабы, ступенчатые пирамиды и их символика).

3. Заупокойный ансамбль фараона Джосера (ок. 3000 г. до н. э.).

4. Пирамиды фараона Снофру (XXVI в. до н. э.).

5. Комплекс пирамид в Гизе (XXVI-XXV вв. до н. э.). Пирамида Хуфу (Хеопса) – первое «чудо света».

7. Обелиски, солнечные храмы.

Литература.

Контрольные вопросы и задания

Географически Древний Египет (Та-Кемет – «Черная Земля», Та-Мери – «Возлюбленная Земля») представлял узкую ленту плодородной земли, вытянутую вдоль берегов судо­ходного Нила (Хапи). Почти нигде, за исключением Дельты и Фаюмского оазиса, его территория не превышала 15-20 км в ширину. Первые люди (племена протоберберов и протокушитов) обосновались здесь приблизительно десять тысяч лет назад. Их привлекло сюда очень многое:

- мягкий климат, очень плодородная почва, приносимая разливами Нила, которая позволяла собирать по три-четыре урожая в год;

- богатейшие запасы строительных материалов: папирус, высококачественная глина, вулканические и осадочные горные породы (известняк, песчаник, гранит, базальт и пр.), строительный лес (пальма дум, акация, тамариск, смоковница);

- огромные запасы меди, «солнечного металла» (золота), драгоценных камней (лазурит, сердолик, оникс и др.);

- разнообразная флора и фауна; многие животные и растения стали тотемами племен, городов, областей-номов (например, города Оксиринх и Ликополь, Заячий и Антилопий номы).




Все эти факторы способствовали тому, что в IV тысячелетии до н. э. в долине Нила возникло одна из первых цивилизаций на нашей планете. Для появления рабовладельческого государства созрели все необходимые условия. И, в первую очередь, крупномасштабное строительство ирригационных сооружений (плотин, дамб, каналов), которые помогали удерживать на полях воду разливающегося Нила. Для этого требовались совместные усилия огромного количества людей. Справиться с такими работами отдельные племена были не в силах. Поэтому при легендарном фараоне Менесе, основателе I династии, произошло историческое объединение Обеих Земель – Северного и Южного Египта.

Население Египта в тот период, по-видимому, не превышало 2-3 млн. человек. Среди массы свободного населения уже в ранний период выделилась привилегированная верхушка во главе с фараоном. Удобная связь всех областей по Hилу об­легчала развитие внутренней и внешней торговли и помогала египетским властям поддер­живать экономическое и политическое единство страны.



История хозяйственной, политической жизни и духовной культуры Древнего Египта развер­тывалась более четырех тысяч лет. Все это время Египет оставался рабовладельческим обществом. Его господствующая верхушка настойчиво придерживалась вековых традиций в самых раз­личных областях жизни и куль­туры. Поэтому египетская архитектура, в особенности культовая, в ходе своего развития также обнаруживает большой консерватизм.

В процессе исторического развития социальная структура египетского общества значитель­но усложняется. Городское ремесло обособляет­ся от земледелия, развивается частное земле­владение (несмотря на то, что вся земля Египта считалась собственностью фараона); формируется мощный административно-чиновни­чий и военный аппарат. Особо влиятельной общественной группой становится жречество, в руках которого сосредоточились богатства порой огромных храмовых хозяйств.

Жаркий климат и минимальное количество атмосферных осадков наложили свою печать на архитектуру Древнего Египта.

Для нее ха­рактерны внутренние дворы, сады и открытые навесы-галереи, а также плоские крыши, ис­пользуемые в качестве террас. Ввиду почти полного отсутствия во многих районах Египта строительного леса здесь широко применялись тростник, глина, кирпич и различный камень, которым богаты почти все районы страны: «Древние египтяне строили свои жилища из тростника. Следы этого, как гово­рят, сохранились еще у египетских пастухов, которые все по сей день не имеют никаких других жилищ, кроме тростниковых, и ими довольствуются…» [Диодор, I, 43, 4].

Египетский кирпич-сырец отличался большой прочностью, что объясняется свойствами нильского ила, из ко­торого он изготавливался, и соответствующей примесью соломы и соломенной пыли, предо­храняющими кирпич от влаги. Кирпич применялся в самых раз­личных сооружениях, начиная от жилища и кончая крепостными стенами. Камень использовался главным образом в мону­ментальных сооружениях: гробницах, храмах, дворцах и т. п.

Техника строительства из кирпича и камня достигла у египтян высокого уровня. Она позволила им возводить огромные по масштабу и рассчитанные на вечность архи­тектурные сооружения, как пирамиды. Подав­ляющее большинство египетских монументаль­ных зданий имело горизонтальные перекрытия. Однако в ряде памятников встречаются и сво­ды: ложные своды (напуском) различного типа и клинчатый свод из кирпичей. В позд­нюю эпоху встречаются и своды из клинообраз­ных камней.

Уже в ранний период на берегах Нила воз­никла целая сеть крупных и мелких городов, от которых сохранилось множество памятников архитектуры.

Подавляющую массу дошедших до нас памятников архитектуры Древнего Египта составляют храмы, дворцы и гробницы фараонов и знати, строившиеся из наиболее прочных мате­риалов. Возведение подобных сооружений было возможно лишь при наличии сильного государственного аппарата, способного организовать крупномасштабные работы по рытью каналов и регулированию всего водного хозяйства страны, свя­занного с разливами Нила. Эти разливы, ежегодно стиравшие гра­ницы между многими земельными участками, стимулировали развитие в древнем Египте зем­лемерия – геометрии, которая в руках еги­петских зодчих превратилась в средство для со­здания таких, например, строго «геометрических» сооружений, как пирамиды. Богатый запас ху­дожественных форм и мотивов дала египетско­му зодчеству местная природа: Солн­це с его палящими лучами, пещеры в скалах, растительный мир (папирус, лотос, пальма и другие растения), животное царство (монументальные стилизованные изображения баранов, львов и т. д.).

В своих монументальных сооружениях егип­тяне широко применяли скульптуру, живопись и рельеф. Обилие всевозможных изображений, повторение одинаковых статуй фараонов, богов, сфинксов и т.п. было связано с верованиями египтян в магическую силу этих изо- бражений; повторяющиеся ряды одинаковых статуй и сфинксов служили важным дополнительным средством усиления внушительности архитекту­ры египетских храмов и гробниц фараонов. Изображенные в гробницах предметы и сцены должны были, по представлениям египтян, обеспечить покойному и за гробом соответ­ствующие земные блага. Грандиозность размеров, обобщенность, мо­нолитность и спокойствие позы египетских статуй подчеркивали незыбле­мость и вечность мемориальных и культовых построек.

Наряду с монументальным покоем в египет­ских рельефах на пилонах встречается и острая дина­мика – например, в фигурах фараонов, охотящихся на диких зверей или поражающих своих врагов. Все эти изображе­ния наглядно раскрывали социальный смысл архитектуры, выразительно говоря вместе с нею о мощи и величии богов и фараонов, о власти жречества, о незыблемости египетско­го государства. В египетских рельефах и росписях важную декоративную функцию, помимо фигур и пред­метов, выполняют иероглифические письмена. Не меньшую роль, чем скульптура и рельеф во внешнем облике египетских монументаль­ных зданий, играла также роспись интерьеров. В рос­писях преобладают яркие цвета, взятые ино­гда в резких сочетаниях. Широко применялись в египетских интерьерах и фаянсовые об­лицовки.

Профессия архитектора в Древ­нем Египте пользовалась огромным уважением. История со­хранила целый ряд имен выдающихся египетских зодчих. Однако египетские архитектурные трактаты известны лишь по упоминаниям.

Основные этапы истории архитектуры древнего Египта приуро­чиваются к главным периодам его историческо­го существования: Древнему царству (III-VI династии, приблизительно 3000-2400 гг. до н. э.); Среднему царству (XI-XIII дина­стии – приблизительно 2150-1700 гг. до н. э.); Новому царству (XVIII-XX династии –1584-1071 гг. до н. э.); позднему Египту (1071-332 гг. до н. э.) и эллинистическому Египту (332-30 гг. до н. э.). В период римского вла­дычества (после 30 г. до н. э.) египет­ская архитектура переживает время своего угасания.

Как и повсюду, в долине Нила люди вначале жили в овальных землянках и пещерах. Они устраивали также навесы и шатры из натянутых на легкий деревянный каркас звериных шкур и тростниковых циновок. Им на смену пришли сводо- и куполообразные хижины, сплетенные из тростниковых стеблей и обмазанные сверху глиной. В них верхушки тростниковых стеблей связывались в пучок, образуя куполообразную кровлю. Хижины вождей отличались только размерами.

От жилой архитектуры Древ­него Египта практически ничего не сохранилось. О жилище городской бедноты можно судить по руи­нам заброшенных городов и рабочих поселков: Кахуна, Дейр-эль-Медины, Ахетатона. Они дают также материал для вос­становления схемы богатой городской усадьбы. Крупную сельскую усадьбу можно представить себе по изображениям в росписях гробниц.

Массовое жилище времен Древнего царства, по всей вероят­ности, состояло из нескольких небольших жилых и хозяйственных помещений, груп­пировавшихся вокруг открытого внутреннего дворика. Очаг помещался в одной из комнат, над ним оставляли дымовое отверстие. Низкие столы и кровати были снабжены колючими ножками для защиты ядовитых змей и насекомых. Главным строительным материалом в массовой архитектуре были, несомненно, глина и нильский ил или сделанный из них кирпич-сырец. Характерная для египетского жилища конструкция перекрытия состояла из круглых или полукруглых горизон­тальных балок. Они укладывались сплошным насти­лом или с промежутками. Сверху настил покрывался сначала тростниковыми циновками или досками, а затем слоем глины, земли.

В более богатых домах и дворцах кир­пич-сырец, по-видимому, дополнялся некоторым подобием деревянного каркаса. Обычно такие дома имели 2-3 этажа. На первом этаже размещались помещения для скота и рабов, кладовые. На втором этаже находились комнаты хозяев, на третьем – терраса. Стены были снабжены вертикальными проемами, завешенными тростниковыми циновками или жалюзи. Перекрытия в подобных домах делали из пальмовых стволов, распиленных вдоль. Щели между ними замазывались глиной. На террасе, где часто проводили ночь обитатели дома, были устроены высокие парапеты с выкружками по верхней грани. Они скрывали хозяев дома от нескромных взглядов соседей (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Варианты реконструкции древнеегипетского жилого дома (по Пьеру Монтэ)

Жилые дома в городской застройке стояли довольно тесно, но всегда находилось место для небольшого садика с бассейном. Нередко цветы и деревья росли на кровлях. Очень популярны были теневые навесы перед входами. Они опирались на колонны из пальмовых стволов или из пучков тростника, перевитых водными растениями (в том числе и лотосами) (рис. ). Видимо, эти мотивы легли в основу «растительных» колонн Древнего Египта (лотосообразных, пальмовидных, папирусообразных и др.).

Жилища египтян обычно имели короткий срок службы. Ежегодные разливы Нила уничтожали большинство глиняных построек. Уцелевшие постройки в летний период покрывались трещинами от жары, поэтому их предпочитали не ремонтировать, а ломать и строить новые дома. Из глины изготавливались в деревянных формах новые кирпичи, которые затем сушились на Солнце. Обычно двух недель было достаточно, чтобы уничтожить все следы разрушений. Постоянная потребность в геодезических и реставрационных работах вызвала бурное развитие землемерия, геометрии и астрономии.

2. Становление культовой архитектуры (древнейшие погребения, мастабы, ступенчатые пирамиды и их символика)

Период Древнего царства (приблизительно 3000-2400 гг. до н. э.) – время значительно­го подъема хозяйственной жизни рабовладель­ческого Египта: расширения площади искус­ст- венно орошаемой земли, развития земле­делия и ремесла, увеличения внутреннего то­варооб- мена и внешней торговли с соседними странами. Это было сильное государство, объединявшее долину нижнего течения Нила и Дельту. Деспотиче­ская власть и колоссальные материальные сред­ства сосредоточивались в руках фараона, лич­ность которого обожествлялась. Рабовладельче­ская знать и чиновники служили опорой государству, и между ними и основной массой населения существо­вала огромная социальная дистанция. Подобное социальное устройство проявилось, с одной стороны, в строительстве огромных пира­мид, окруженных монументальными гробница­ми знати (мастаба), в сочетании пирамиды с заупокойным храмом. С другой сто­роны, почти полностью исчезли памятни­ки культуры и быта рядовых египтян, которые не имели возможности строить для себя такие же долговечные сооружения.

Долину Нила издавна заселяли враждовавшие между собой племена. Первым древнеегипетским фараонам пришлось покорять их силой оружия и религии. Те молились самым разным богам (в том числе тотемным животным и растениям). Желая возвыситься над ними, фараоны стали называть себя детьми Солнца – самого могучего и старейшего из богов. Это нашло отражение в композиции и пространственной ориентации древнейших гробниц.

Могилы рядовых египтян имели в плане форму круга либо овала. Здесь нет ничего удивительного. Именно в таких полуземлянках, вырытых в песке, ютились первопоселенцы долины Нила. После физической смерти они продолжали жить в аналогичных постройках. Покойник лежал в согнутом положении на левом боку, предположительно для того, чтобы он был готов к повторному рождению в новой жизни. Его голова была обращена на юг, а лицо повернуто на запад, в сторону Страны Дуат. В сухом климате пустыни тело мумифицировалось само. Однако такие могилы часто раскапывались шакалами или дикими собаками. Не были редкостью и грабежи могил, если в них подозревали наличие драгоценностей.

Поэтому уже во времена I династии египтяне начали строить более капитальные усыпальницы в форме четырехугольника из земли и камня. Подобное сооружение называлось мастаба. Этот термин был придуман Огюстом Мариеттом в 60-х годах XIX века. Дело в том, что эти гробницы напомнили ему кирпичные скамейки египетских феллахов. Даже в наши дни их можно увидеть около домов и торговых лавок в сельских районах Египта.

Эти сооружения обычно располагались правильными рядами у подножия пирамид. Они служили домами для загробной жизни. Здесь должно быть все необходимое для существования в течение «миллионов лет», на­чиная с жилых помещений и кончая пищей. Реальные земные блага могли, однако, за­меняться их изображениями. Например, рабы или слуги – их миниатюрными статуэтками или нарисованными фигурами. Многое в ар­хитектуре этих надгробных сооружений являет­ся моделью египет­ского жилища. Так, например, вытесанный над дверью каменный валик отображает форму навитой на деревянный стержень тростнико­вой циновки, которой завешивался вход в дом. В целом мастаба напоминает приземистую усеченную пирамиду с прямоугольным основанием. На­клонная внешняя поверхность стен гробницы свидетельствует о происхождении этого камен­ного сооружения от форм примитивного сыр­цового жилого дома. Впоследствии наклонная поверхность стен, подчеркивающая ус­тойчивость сооружения, стала одной из самых характерных черт египетского монументального зодчества (рис. 2.2, 2.3).

Внутри мастаба было обычно одно или несколько помещений для приношений и для заупокойного культа. Само захоронение было расположено под землей. Существенной де- талью мастаба была «ложная дверь», через которую покойник мог, по египетским верованиям, выходить из загробного мира. Особую роль в композиции мастабы играл сердаб (араб.) – темная комната или ниша в погребальной камере, в которой стояла портретная статуя умершего (рис. 2.4, в).

Рис. 2.2. Гробница в Негада, I династия (реконструкции по К. Михаловскому)

Рис. 2.3. Мастабы вельмож в некрополе Гизе (реконструкции по К. Михаловскому)

В неё переселялась его душа Ка в случае гибели мумии. Мужчин изображали в возрасте 45 лет, женщин – 25 (статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет) (рис. 2.4, г-д). Стены мастаба покрывали рельефы с изображениями сцен из жизни умершего или его деятельности на Полях Иару (древнеегипетский вариант Рая) (рис. 2.4, а-б).

a б в

г д

Рис. 2.4. Произведения монументально-декоративного искусства в интерьерах мастаб:

a – писец Хесира. Рельеф на деревянной панели в его гробнице (Саккара, III династия); б – «Женщины, несущие жертвоприношения» (мастаба Ти, V династия); «Пастух, ведущий быка» (мастаба Птаххотепа, V династия); в – ложные ворота со статуей умершего в погребальной камере мастабы Мерерука (Саккара, VI династия); г, д – статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет, IV династия (некрополь Гизе, в настоящее время – Египетский музей, Каир)

Немало таких сооружений возведено в некрополе Мемфиса. Их строили на протяжении всего периода Древнего царства. С течением времени их внешний вид менялся. Они становились более массивными и сложными по конструкции, иногда достигая 3,7 м в высоту. Росло число внутренних помещений. Появился обычай пристраивать с восточной стороны мастабы что-то вроде часовни, где ежедневно собирались родственники усопшего или жрецы. Могилы фараонов I-II династий также имели форму мастабы. Этому были прецеденты. Ведь еще в додинастический период главы сельских общин жили в деревянных домах, имеющих прямоугольные очертания планов. После смерти их хоронили в могилах такой же формы. Почивший владыка лежал головой на север. Но лицо его было повернуто уже не на запад, а на восток. В той стороне поднималось по утрам со дна Озера Лилий Солнце. Позднее такая форма захоронения сохранилась только у знати. Фараоны же избрали для себя иной, более монументальный, вариант усыпальницы – ступенчатую пирамиду.

Ступенчатая пирамида – второй этап в эволюции мастабы. Всего на территории Египта найдено 84 пирамиды. Ступенчатая форма возникла одной из первых. Согласно легенде о фараоне Снофру, искавшему оптимальную форму для своей усыпальницы, ступенчатая форма пирамиды отразила политическую структуру древнеегипетского государства (рис. 2.5).

Рис. 2.5. Социальная структура древнеегипетского государства (реконструкции легенды о фараоне Снофру, Б. Прус)

«Когда Снофру, один из фараонов первой династии, спросил жреца, какой ему воздвигнуть себе памятник, тот ответил: «Начерти, государь, на земле квадрат и положи на него шесть миллионов неотесанных камней – они представят собой народ. На этот слой положи шестьдесят тысяч обтесанных камней – это твои низшие служащие. Сверху положи шесть тысяч полированных камней – это высшие чиновники. На них положи шестьдесят камней, покрытых резьбой, - это твои ближайшие советники и полководцы. А на самый верх водрузи один камень – это и будешь ты сам». Так и сделал фараон Снофру. Отсюда возникла древнейшая ступенчатая пирамида – верное отражение нашего государства, а от неё пошли все остальные. Это вечные сооружения, с вершины которых видны границы мира и которым будут дивиться отдаленнейшие поколения…» [Прус Б. Фараон: Роман, в 2-х ч., Ч. 1 – Варшава: Крайова Агенця Выдавнича, 1986 – С.151].

Наиболее известна шестиступенчатая пирамида фараона III династии Джосера в селении Саккара, недалеко от Каира.






Сейчас читают про: