Теория диалектики. Диалектический метод

Методом философии Гегеля является диалектика, поскольку она полагает развитие всего сущего из абсолютной идеи, вечное рожде­ние, становление и неизбежную гибель всего. Вся философская сис­тема немецкого мыслителя состоит из трех частей:

а) логика (развитие идеи в ее собственном лоне, в стихии «чистого мышления»);

б) философия природы (раскрытие идеи в форме «инобытия», т.е. вещей и процессов);

в) философия духа (развертывание абсолютной идеи в истории общества и мышлении человека).

«Исток» и «тайна» всей гегелевской философии содержится в работе «Феноменология духа», а сама же теоретическая система мыслителя может быть охарактеризована как «перевернутый материализм».

Философия Г.Гегеля весьма противоречива и непоследователь­на. Это проявляется, в частности, в стремлении ее автора вывести природный мир за пределы диалектического анализа, применяя этот анализ преимущественно лишь к сфере духовного («мировой ра­зум»). Немецкий философ писал, что в природе «ничто не ново под луной, и в этом отношении многообразная игра ее форм вызывает скуку». В ней имеет место лишь вечный круговорот и монотонное повторение уже имеющегося. По убеждению Гегеля, новое порожда­ется только в сфере Духа. В таком подходе проявилась традиция Платона и его последователей воспринимать материю как нечто низшее и косное, а дух считать подлинным источником движения и творцом («демиургом») всего сущего. В этом смысле учение о природе было наиболее непоследовательной и слабой частью творчества Гегеля. Здесь немецкий философ оказался позади даже своего соотечественника И.Канта, который создал теорию возникновения и развития Солнечной системы из туманной массы. Положительной же стороной гегелевской натурфилософии является исследование глубоких и всесторонних связей и взаимодействий, существующих в природе.

В учении об объективном духе немецкий философ дал анализ таким его проявлениям, как семья, право и нравственность, госу­дарство, гражданское общество. Право было определено им как «царство реализованной свободы», внешняя форма разумности. Нравственность же — это внутренняя форма разумности, при ко­торой человек способен самостоятельно различать добро и зло. Гегель характеризовал нравственность как высшую ступень инди­видуального и общественного сознания. Самым естественным и непосредственным проявлением нравственности он считал семью как важнейший институт гражданского общества. Само гражданское общество рассматривалось Гегелем как сфера проявления и взаимодействия частных интересов индивидов. В нем представле­ны также и интересы различных сословий с их духом корпоратив­ности (земледельцы, чиновники и др.). Каждое сословие включено и систему разделения общественного труда и выполняет те или иные социальные функции.

Если гражданское общество есть, по определению Гегеля, царст­во эгоизма, то государство — это сфера единства, где общенациональный дух главенствует над разобщенностью индивидов и сосло­вий. Государство представляет собой, по выражению философа, шествие бога в мире», воплощение его воли и разума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: