Тема 6.1 Учение об обществе (социальная философия)

1. Общество как объект философских исследований.

2. Общество: структура, признаки и особенности.

3. Основные сферы жизни общества.

4. Взаимосвязь человека, общества и природы

5. Модели исторического процесса: формационные и цивилизационные концепции общественного развития.

6. Типы цивилизации. Место России в мировом историческом процессе.

7. Культура и цивилизация. Гражданское общество и правовое государство.

  1. Динамика общества и его развитие. Человек и исторический процесс.

Источники и движущие силы развития общества. Личность и массы, свобода и

необходимость.

9. Общественный прогресс и регресс. Противоречивость прогресса.

1. Общество как объект философских исследований.

Самые первые, наивно-фантастические в основе своей представления об общественной жизни появились в древней мифологии. В ней жизнь об­щества воспринималась как арена деятельности богов, которые олицет­воряли собой те или иные социальные и природные стихии и процессы.

Философские учения об обществе стали возникать по мере зарождения самого философского знания. Из всех древних философов наибольший вклад в теорию общества внесли Платон и Аристотель. Так, Платон, разработал учение о так называемом "идеальном" (совершенном) государстве, где будут представлены три социальные группы: производители,
воины и правители, — а формой государственного устройства станет аристократическая республика. Что касается Аристотеля, то он создал учение о политике и исследовал различные формы государственной власти в обществе: аристократию, республику, демократию, политию и другие. Этот греческий мыслитель известен также и как автор идеи естественности рабства как системы отношений и институтов в обществе.

В средние века сложилось и господствовало теологическое (религиозное) понимание общества и его структуры. Подчеркивалась идея сотворенности человека и общества Богом.

В Новое время общество постепенно стало восприниматься как нечто естественное, сложившееся в ходе длительной эволюции природы на Земле, как один из возможных миров во Вселенной. В социально-философских учениях той поры проводилась мысль о том, что общество это сложная система отношений и институтов, возникшая на почве взаимного согласия и ответ­ственности людей. Полагалось, что основной движущей силой развития об­щества является Разум, воплощенный в знаниях, ремеслах, культуре людей.

В начале XIX в. в европейской философской мысли стал активно утверждаться принцип историзма в понимании общества. Так, известный не­мецкий философ Г.Гегель попытался представить всю историю в виде шествия "абсолютной идеи" (мирового духа). По убеждению философа, история начинается на Востоке, где был свободен один человек (правитель), и, заканчивается в христианском мире, где якобы уже все люди свободны.

В классической марксистской философии сформировалось материалистическое понимание общества и его истории. Полагалось, что основой (субстанцией) общества является трудовая деятельность человека, материальное производство. Характер и способы материального производства оказывают, с точки зрения марксизма, определяющее влияние на все стороны общественного организма, включая и духовную жизнь в нем. Идеалом и целью истории марксисты провозгласили коммунизм как некое идеальное общество, справедливо и разумно организованная ас­социация свободных тружеников.

В зарубежной философии XX столетия учения об обществе имели мес­то во многих течениях и школах. Заметную роль в наше время играют рели­гиозные учения об общественной жизни, многочисленные технократичес­кие концепции исторического процесса, космическое и экологическое тече­ния в философии. Большое влияние на социально-философскую мысль ока­зал экзистенциализм, в котором была глубоко осмыслена весьма сложная и злободневная для нашего времени тема абсурдного (отчужденного) обще­ства и бытия человека в нем. Специфическая трактовка общества и исто­рии дается во фрейдизме и в неофрейдизме. Для многих исследователей об­щественной жизни по-прежнему сохраняет свой авторитет марксистская ме­тодология познания общественной жизни и исторического процесса.

Что касается философии в России, то она всегда была историософи­ей, т.е. глубоким размышлением о проблемах общественной жизни. Тра­диционными в ней являлись темы взаимоотношений личности и общества, роли интеллигенции и народа, проблема выбора путей развития российс­кого общества и социального идеала (что воплотилось в понятии "русская идея"), тема социализма и коммунизма. Наибольший вклад в философс­кую теорию общества внесли такие мыслители, как А.И.Герцен, В.И.Ле­нин, П.А.Сорокин. Злободневные проблемы общественной жизни всегда находили свое отражение и в отечественной художественной литературе.

Обращение к истории философии показывает, что тема общества традиционно присутствует в ней и занимает значительное место. Раздел философии, в котором рассматривается общество как специфическое и уникальное явление Космоса, называется социальной философией, или же философией общественной жизни. Объектом познания для нее является общество как целостная, противоречивая и динамичная система, источ­ники и движущие силы, механизмы функционирования и развития об­щества, основные законы и формы общественной жизни.

Социальная философия очень тесно связана с такой наукой, как социо­логия, которая изучает функционирование и развитие отдельных социальных (неприродных) систем (например, социология семьи, социология науки, куль­туры и т.д.). Социальную же философию интересует общество как единое целое, социальный универсум. Названные нами две отрасли знания органично взаимосвязаны и дополняют друг друга. Вместе с иными отраслями научно­го знания (археология, история, политология, этнография и другие) они со­здают в итоге целостный портрет общества как особого рода реальности.

Философское познание общества отличается большой спецификой. Дело в том, что человеческую историю делают живые и очень разные люди. По­этому общественная жизнь всегда разнообразна, запутана, а нередко и не­предсказуема, насыщена случайностями. Она предельно богата своими про­явлениями, за которыми подчас нелегко выявить их внутреннюю сущность, законы и закономерности функционирования и развития. В этом смысле по­знанию общественных явлений (а они всегда неповторимы и невоспроизво­димы в научном эксперименте) не смогут помочь даже самые совершенные приборы. Здесь требуется большая сила человеческого разума, скрупулезные размышления над множеством фактов. Дело еще и в том, что познание общества протекает в ходе острого соперничества различных мировоззренческих и идео­логических подходов. Однако каждый из них несет в себе лишь часть истины, хотя и претендует на ее полное исчерпание. В социальной философии истин­ность тех или иных предположений и теорий открывается далеко не сразу, а лишь спустя значительный период времени. Неудивительно, например, что важ­нейшие законы общества и его истории были открыты и осмыслены лишь в ХIХ-ХХ вв., что произошло благодаря творчеству таких гигантов мысли, как Г.Гегель, К.Маркс, П.Сорокин и других, известных ученых.

Как область знания социальная философия выполняет, прежде все­го, мировоззренческую функцию. Социально-философское знание помо­гает сформировать целостный теоретический портрет общества как сверх­сложного социального организма. Социальная философия исследует предельные основания и структуру общества, раскрывает место и роль человека в нем, отношения между людьми и социальными группами, важ­нейшие формы деятельности человека в обществе. Она призвана давать ответ на весьма важный мировоззренческий вопрос о том, что такс общество как специфическое явление мироздания, ответить на иные вопросы, которые составляют ее проблемное поле.

2. Общество: структура, признаки и особенности. Его структура, признаки и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: